Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 33 необязательным, поскольку без этого и общение в школе, в процессе обучения не будет полноценным, вполне доверительным и содержательным. 5) Тезис о самоценности и самодостаточности школьного образования, которое нельзя рассматривать только лишь как промежуточную ступень к другим формам обучения. Это является актуальным для нашего времени, когда высшее образование стало почти всеобщим и школа рассматривается только лишь как подготовительный этап к нему, в силу чего резко обесценивается в глазах учащихся. На самом же деле, именно в школьные годы закладываются те основы воспитания и образования, отсутствие которых никакой университет потом не сможет компенсировать. 6) Единство воспитательного и образовательного процесса обеспечивается живой преемственностью между семьей (как «малой церковью»), школой и Церковью как благодатное единство верующих во Христе. Эта преемственность, в свою очередь, становится возможной только благодаря тому, что и в семье, и в школе, и в Церкви человек вступает в одинаковые «взаимные сочувственные искренние отношения», основанные на христианской любви и на живом «сознании правды учения Христова». 7) На уровне университетской системы обучения принцип христианского персонализма реализуется путем возрождения исходных начал университета как социального института, создающего особую среду интеллектуального и культурного общения людей, посвятивших себя освоению знаний. Выводы . Актуальность философско-педагогических принципов К. П. Победоносцева не подлежит сомнению, при этом их реальное воплощение возможно не только на основе реального возрождения православного мировоззренческого основания, но и на более широкой основе, для которого образование не сводится исключительно к «компетенциям», но предполагает развитие глубинных структур личности и ее устремленности к духовному развитию. Литература 1. В. Ф. Победоносцев Константин Петрович // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русское государство / гл. ред. и сост. О. А. Платонов. М.: Энцикл. русской цивилизации, 2002. С. 629. 2. Калачев А. В. Идеал народной школы в педагогической деятельности К. П. Победоносцева // Научно-педагогическое обозрение - Pedagogical Review. 2016. 4 (14). С. 97-103. 3. Краснова Н. П. Реализация педагогической концепции К. П. Победоносцева в практике церковно-приходской школы // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28). С. 176-182. 4. Ланщиков А. Предотвратить ли думою грядущее // Великая ложь нашего времени / К. П. Победоносцев. М.: Русская книга, 1993.С. 3-29. 5. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени / сост. А. Н. Ланщиков. М.: Русская книга, 1993. 640 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=