Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 32 богослужении, дети овладевают этим языком на практике, а школа должна давать и возможность более строгого изучения церковнославянского языка. Наконец, нельзя не выделить и основное концептуальное определение, предложенное К. П. Победоносцевым относительно базовых принципов университетского образования: «университет в истинном своем значении должен служить обществу высшим авторитетом для анализа, испытания и поверки всех идей, возникающих в обществе. История всех древнейших университетов показывает, что они первоначально возникли из свободной ассоциации ученых, любителей науки, соединявшихся в корпорацию для научной цели. И ныне успех университета и правильное устройство жизни его и деятельности зависит непременно: 1) от взаимной духовной связи научного интереса между профессорами науки, составляющими корпорацию; 2) от духовной связи профессора со студентом, в силу коей последний воспринимает от первого интерес и метод научного исследования; и 3) от взаимной связи между студентами в духе дружественного товарищества и взаимного вспоможения. Где нет этих трех условий, там остается одно лишь имя университета» [8, с. 28]. Как видим, русский ученый предлагает и здесь принципиальное возвращение к истокам – то есть, к тем главным принципам, на которых университет возникал как особый социальный институт. И эти принципы в целом являются органическим продолжением тех же самых принципов, на которых основывается и воспитание школьников – межличностные отношения учащих и учащихся, непосредственная передача научного опыта и общий дух ученой «корпорации», без которого невозможно воспитание научной культуры мышления и общения. А эти принципы, в свою очередь, также вытекают из общего начала христианского персонализма. Проведенный анализ позволяет сделать следующие обобщающие выводы. 1) Принцип православного персонализма, лежащий в основе воззрений и педагогической концепции К. П. Победоносцева, обладает самым мощным эвристическим потенциалом для понимания самых существенных проблем, связанных с воспитанием школьников в современную эпоху. 2) Суть этого принципа лежит в иерархическом понимании сущности человека, первичности духовно-нравственных оснований воспитания и духовной цельности человека по отношению к любым внешним методическим принципом, которые ни в коем случае нельзя превращать в догмат. 3) Принцип персонализма определяет необходимость живого и индивидуального контакта учителя с каждым учеником, без которого воспитательный процесс невозможен. В основе этого контакта должна быть не просто психологическая связь и личное общение, но проникновение в душу ученика. То есть актуализация его собственных душевных мотивов и интересов, поощрение его успехов, доминирующее над наказанием за недостатки. 4) Принцип христианского персонализма требует, по возможности, расширять общение и за пределами школы, при котором учитель вступает в особые душевные отношения с учениками. Это общение нельзя считать чем-то

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=