Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 31 и определительно. Вот почему в учении веры необходимо знание догматическое» [8, с. 15-16]. Однако, с другой стороны, такое воспитание православной веры невозможно на основе сентиментальной проповеди, которая давно стала распространяться под влиянием западных вероисповеданий, но только на основе обращенности к цельности человеческой души, то есть и к разуму, и к суровым требованиям совести. Стоит привести развернутое философско- методологическое рассуждение К. П. Победоносцевпо этому вопросу: «Иной готов сказать: “Все учение Евангельское заключается в любви – и мне этого довольно, и я перед лицом всех выступаю с началом любви ко всем людям”. Но одно это начало еще не действенно и легко расплывается в бесплодном сентиментализме. Оно не дает прочных результатов. Мало одной любви для решения всех вопросов жизни. Любовь должна соединиться со знанием, и в этом состоит цель воспитания и начало образования характера в человеке. Вот почему истинное воспитание должно утверждаться на религии. Только тот хороший учитель, кто имеет религиозное настроение: одно лишь оно служит опорой учению нравственному. Иначе – как утвердит он в душе ученика понятие о добре и зле, о нравственном действии и безнравственном?.. Новые попытки утвердить школу, помимо религии, на нравственном учении всюду оказываются и всегда окажутся бесплодными. Нравственные начала учения испарятся и исчезнут, или поблекнут до безразличия, уступив место материальным побуждениям. Но учение, основанное на религиозных началах, вводит душу в новую, духовную сферу, открывает ей горизонты духовной жизни, оставляет в ней идеи и понятия, которые если и побледнеют, совсем исчезнуть не могут, не забываются, и даже, побледнев, снова нередко возвращаются в душу, освежая ее» [8, с. 16]. 7) К. П. Победоносцев пишет об огромном значении изучения классических языков – древнегреческого и латинского – для формирования навыков строго и творческого языкового мышления. Эти языки являются тем «каноном», на который должны ориентироваться современные, стремясь вырабатывать свою способность к глубине и точности выражения мысли, и в этом смысле их воспитательное и развивающее воздействие ничем не заменимо. Но кроме них, пишет ученый, русский язык имеет еще и свой собственный уникальный «органон», уже вобравший в себя все достоинства древних языков – это церковнославянский язык. Его образовательное значение определяется тем, что «орудие словесной науки для русского человека – наш церковнославянский язык – великое сокровище нашего духа, драгоценный источник и вдохновитель нашей народной речи. Сила его, выразительность, глубина мысли, в нем отражающейся, гармония его созвучий и построение всей речи создают красоту его неподражаемую. И на этом языке творцы его, воспитанные на красоте и силе эллинской речи, дали нам книги Священного Писания» [8, с. 25]. Тем самым, взаимодействие школы и Церкви здесь проявляется самым тесным образом, поскольку участвуя в церковном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=