Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 26 страны. «Что такое ученье? – пишет он, –Элементы его почерпаются из жизни; цель его – образовав человека, приготовить его для жизни и деятельности. Но нередко на деле выходит, что это именно ученье отдаляет человека от жизни, отвлекает от жизни, приводя его вместо знания о жизни к неведению жизни или к ложному представлению жизни… Наука открывает нам законы человечества, но для жизни надобно еще нам знать живого человека. Только тогда откроется нам, как возможно приложить к данным условиям жизни и дела те начала, которые сообщила нам наука. Здесь и окажется, что существенная цель умственного воспитания состоит в том, чтобы поддерживать и развивать в человеке постоянную любознательность и наблюдательность: если же оно привело человека к убеждению, что, пройдя все свои курсы, он уже все для жизни знает, – такое воспитание обманчиво» [8, с. 28]. Поэтому, пишет он, «вспомним древнее наставление: познай самого себя. В применении к жизни это значит: познай среду свою, в которой надобно тебе жить и действовать, познай страну свою, познай природу свою, народ свой с душою его и бытом, и нуждами, и потребностями. Вот что все мы должны были бы знать и чего большею частью не знаем» [8, с. 29]. Как известно, способность способным сказать «не знаю» о том, что человек не знает вместо того, чтобы судить обо всем, мня себя «образованным», – это принцип Сократа. Так же, как и принцип «познай самого себя» также восходит к античной пайдейе и развит в философском методе Сократа. Кроме того, для развития способности к самостоятельному мышлению, без которой невозможно подлинное воспитание и приобретение действительного знания, К. П. Победоносцев также предлагал использовать «повивальный» метод Сократа, о котором писал: «Он называл себя умственной повитухой, то есть помогал умам человеческим разрешаться идеями, износить из себя идеи. Сократ создал искусство предлагать вопросы, доныне носящие название сократического метода; но ответы на вопросы его скрывались уже в уме у того, кому предлагался вопрос... Сократ обладал удивительно тонким искусством приводить своими вопросами в движение умы, возбуждать в них работу, которая понуждала их проверять в себе идеи и понятия, и таким образом, не уча ничему, Сократ выводил учеников, которые сами могли всему научиться» [7, с. 477]. Тем самым, педагогические принципы К. П. Победоносцева глубоко укоренены в традиции, но вместе с тем он подчеркивает необходимость соответствия метода воспитания потребностям времени: «Нынешняя метода воспитания не отвечает потребностям нашего времени. В ней слишком много остатков прошедшего. Несмотря на весь опыт, на все добрые намерения, на ученика все еще продолжают смотреть как на податную единицу, от которой требуют, не объясняя зачем, известного количества работы... Наше воспитание, не взирая на всяческие перевороты, которые перешла мысль человеческая, остается... без изменения. Новое воспитание должно возбудить человека, ныне пребывающего в страдательном отношении, к умственной деятельности; должно оставить ему, во всем нравственном его поведении, известную долю

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=