Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 21 В. Ю. Даренский Луганский национальный аграрный университет ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВА В статье изложены основные положения К. П. Победоносцева о мировоззренческих, методических, психологических и дидактических принципах школьного воспитания. Его педагогические идеи в настоящее время позволяют говорить о предложенной им цельной педагогической концепции. Истинная народная школа рассматривается им в живой связи с Церковью и семейным воспитанием. Педагогическую концепцию К. П. Победоносцева следует рассматривать как конкретное воплощение принципов православного персонализма. Принцип православного персонализма, лежащий в основе воззрений и педагогической концепции К. П. Победоносцева, обладает самым мощным эвристическим потенциалом для понимания существенных проблем, связанных с воспитанием школьников в современную эпоху. Суть этого принципа лежит в иерархическом понимании сущности человека, первичности духовно-нравственных оснований воспитания и духовной цельности человека по отношению к любым внешним методическим принципом, которые ни в коем случае нельзя превращать в догмат. Ключевые слова: философия образования, К. П. Победоносцев, консерватизм V. Yu. Darenskiy Lugansk National Agrarian University (Lugansk, Ukrayna (LFR)) PHILOSOPHY OF EDUCATION OF K. P. POBEDONOSTSEV The article describes the main provisions of K. P. Pobedonostsev on philosophical, methodological, psychological and didactic principles of school education. His pedagogical ideas now allow to speak about the whole pedagogical concept offered by him. The true folk school is considered by him in a living connection with the Church and family education. The pedagogical concept of K. P. Pobedonostsev should be considered as a specific embodiment of the principles of Orthodox personalism. The principle of Orthodox personalism, which underlies the views and pedagogical concept of K. P. Pobedonostsev, has the most powerful heuristic potential for understanding the significant matters associated with the education of schoolchildren in the modern era. This principle lies in understanding the hierarchical nature of a person, the primacy of spiritual and moral grounds of education and intellectual integrity person with respect to any external methodical principle that in any case be converted into dogma. Keywords: philosophy of education, K. P. Pobedonostsev, conservatism DOI 10.22405/2304-4772-2018-2-3-21-35 Деятельность Константина Петровича Победоносцева (1827-1907) – русского мыслителя, юриста и педагога – очень многостороння, плодотворна и не только еще не оценена потомками, но и до сих пор подвергается если не оболганию, как в советские времена, то сознательному замалчиванию. Один из создателей науки русского гражданского права, выдающийся организатор народного просвещения К. П. Победоносцев четверть века (1880-1905) возглавлял Святейший Синод и руководил не только русской Церковью, но и был фактически вторым человеком в стране. Педагогическая деятельность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=