Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 169 Анкетирование выявило, что степень некомпетентности родителей и педагогов в вопросах детского чтения не зависит, как правило, от профессии и возраста родителей, культурно-бытового уровня жизни семьи. Часто это следствие их слабой информированности о детской литературе. Степень образованности родителей влияет на приобщение ребёнка к книге: чем выше уровень образования родителей, тем больше они стремятся приобщить ребёнка к книге, сформировать у него интерес к художественной литературе, к жанровому и тематическому её многообразию. Результаты анкетирования позволили заключить, что все родители старших дошкольников и педагоги дошкольных образовательных организаций отмечали важность формирования у детей интереса к художественной литературе. На вопрос: «Считаете ли Вы, что необходимо и актуально формировать читательский интерес у ребёнка? Почему?», респонденты отвечали следующее: «… чтобы вырос хорошим человеком»; «… потому что художественная литература является источником знаний, расширяет кругозор, развивает интеллектуальное мышление, речь, вырабатывает умение грамотно писать»; «… ребёнок формируется как личность, а без потребности к чтению личность не может быть полноценной»; «… для того чтобы правильно сформировать отношение к настоящему искусству»; «… для эрудиции»; «… для общего развития». Большинство респондентов (80%) считают, что для формирования читательского интереса у детей требуется руководство со стороны взрослых, прежде всего семьи. При ответе на вопрос: «Какие ценные качества личности можно сформировать с помощью художественной литературы?» родители и педагоги называли «… желание и умение думать, уважать и понимать себя и окружающий мир»; «… умение обобщать, делать выводы, анализировать, соотносить поступки героев со своими». 70% респондентов на первое место выдвинули доброту, взаимопонимание и отзывчивость. 30% опрошенных главное место отвели милосердию. Также были перечислены такие качества, как сострадание, уважение к старшим, чувство справедливости, честности, порядочности, ответственность, целеустремлённость, готовность прийти на помощь близкому человеку. Практически все опрошенные родители детей ответили, что у них имеется домашняя библиотека, численностью от 50 до 200 книг. В основном преобладает фантастическая и приключенческая литература. На вопрос «Как Ваша семья проводит свободное время?» родители отвечали, что «свободного времени очень мало, поэтому в основном смотрим вечером телевизор или общаемся с компьютером»; «когда удаётся выкроить свободное время, стараемся выехать на природу или позаниматься спортом»; «свободное время мы проводим, посещая музеи, выставки, иногда ходим в театр»; «после работы, когда есть свободное время мы с детьми любим почитать книгу, или заняться каким-либо творчеством: вышивка, рисунок».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=