Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 153 такового, о желании соответствовать норме, о неумении видеть развитие событий в долговременной перспективе. Киберагрессия – одна из острых проблем современного цифрового общества. О её распространённости свидетельствует появление жанра десктоп- фильмов, исследующих изменяющиеся формы взаимоотношений людей друг с другом и с миром посредством информационно-коммуникационных технологий. В условиях новой технологически насыщенной действительности герои этих фильмов вынуждены существовать в режиме переключения между двумя мирами – реальным и виртуальным. Подобная двойственность, отражающаяся на уровне построения сюжетов, характеризации персонажей и приёмов киноязыка (организации пространства фильма, его световых, цветовых, монтажных и звуковых решений) оказывает влияние на психику и поведение героев, их отношение к самим себе и окружающим. Стремление к успешности – как внешней (в социуме), так и внутренней (в среде семьи и сверстников) – обуславливает необходимость ношения маскарадных «масок» при общении в онлайн-пространстве. Несоответствие между реальными и виртуальными личностями героев фильмов приводит к их негативному психологическому самоощущению, что, в свою очередь, делает их более уязвимыми и превращает либо в агрессоров, либо в жертв в виртуальном мире. Во многих случаях виртуальная агрессия и конфликты приводят к драматическим и трагическим последствиям в реальной жизни героев (депрессивным состояниям, попыткам суицида). Фильмы о кибербуллинге в жанре «десктоп», творчески интерпретируя реальные события, подчёркивают противоречивую, двоякую роль, которую играют информационно- коммуникационные технологии в жизни современного общества. Литература 1. Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма. Минск: Тесей, 2008. 392 с. 2. Структуры компьютерных метафор [Электронный ресурс] / В. Л. Авербух [и др.]. // Труды Института математики и механики УрО РАН. 2007. Т. 13, № 2. URL: http://data.lact.ru/f1/s/0/299/basic/262/957/art4.pdf (дата обращения: 16.05.2018). 3. Безопасность детей в Интернете [Электронный ресурс] // ifap.ru : сайт. 2018. URL: http://www.ifap.ru/library/book099.pdf (дата обращения: 16.05.2018). 4. Волков Б. С. Психология подросткового возраста. М.: КНОРУС, 2016. 266 с. 5. Познин В. Выразительные средства экрана // Искусство в школе. 2007. № 6. С. 49-55. 6. Сухагузов М. Краткий гид по миру лэптоп-триллеров [Электронный ресурс] // Афиша Daily : сайт. 1999-2018. URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/kratkiy-gid-po-miru-leptoptrillerov/ (дата обращения: 16.05.2018).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=