Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 152 мира, яркость цифрового мира искусственна, что выражается в отсутствии окон, ведущих на улицу, и искусственном освещение пространства чата. Помимо внутренних проблем герои фильмов испытывают трудности, обусловленные внешним окружением. Как указывает исследователь Интернета Д. Бойд, информация, распространяемая онлайн, является типом «социального капитала» [9]. Как предполагает М.-Г. Р. Харпер, на сегодняшний день действия и самопредставление человека в онлайн-среде выполняют те же функции, что обычное общение ранее, а принятие или непринятие человека обществом зависит от того, как он представляет себя в виртуальном мире. Статус человека в виртуальном мире может влиять на его статус в социальной иерархии реального мира [9]. Так, в «Кибер-терроре» школьница Кейси Джейкобс становится жертвой предположительно взрослого хакера, который пытается довести до её самоубийства с помощью шантажа, угрожая опубликовать в Сети откровенные фото Кейси и её подруги. Кейси подчиняяется требованиям хакера- киберагрессора и только ценой огромного психологического усилия над собой в конце картины ей удаётся не поддаться его манипулированию и сохранить собственную жизнь. Параллельно с историей Кейси разворачивается сюжет о Дженнифер Ли, покончившей с собой в результате кибертравли. По точному сравнению М.-Г. Р. Харпер, субкультура кибербуллинга напоминает маятник – её участники могут перемещаться от одного полюса этой субкультуры (киберагрессоры) к другому (жертвы) [14]. В процессе фильма хакер открывает Кейси глаза на то, что она сама также является невольным киберагрессором: критический комментарий Кейси под видео Дженнифер запускает цепь негативных откликов и действий в адрес жертвы и в итоге приводит к самоубийству Дженнифер. Выясняется, что более склонны к депрессии на почве кибервиктимизации девушки, так как они легче интернализируют негативный опыт и более восприимчивы к мнению потенциальной аудитории. Так как многие агрессивные действия онлайн направлены на публичное унижение, у жертвы может создаваться впечатление, что вся аудитория и всё её социальное окружение знают об унизительном опыте, который ей приходится пережить [6, с. 341-350]. Кейси и Дженнифер готовы пожертвовать жизнью под влиянием киберагрессоров, первая – из-за угрозы публичного позора, вторая – из-за чувства беспомощности и подавленности, вызванного активным неприятием со стороны сверстников и отсутствием поддержки в семье (мать Дженнифер умерла от рака, Кейси также воспитывается в неполной семье). В этом возрасте страх потери репутации и лица в глазах других настолько высок, что подростки, кажется, не способны мыслить критично в кризисные моменты контакта с киберагрессорами и готовы пожертвовать жизнью, лишь бы их «непристойные» фото не попали в общий доступ. Это, помимо прочего, говорит о существующем до сих пор в обществе «постыдном» отношении к телу, о конформизме подростков и их ограниченной способности критически оценивать ситуации, о чрезмерной важности общественного мнения как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=