Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 151 со сложными отношениями в их семьях, отсутствием доверия или заинтересованности со стороны родителей. Родители киберагрессоров и кибержертв слишком много работают и мало проводят время с детьми. Показателен пример Эмили из «Чата», неуверенной в себе девушки, страдающей от недостатка внимания своих родственников, больше заинтересованных в карьерном успехе. Она оформляет свою виртуальную комнату-сайт портретами женщин-политиков, ставшими для неё примерами для подражания, тем самым выражая стремление достичь идеала, к которому стремятся члены её семьи. Уязвимости юношей и девушек в сетевом пространстве способствует также нарушение приватности в отношениях между родителями и детьми. Хотя руководства по онлайн-безопасности рекомендуют родителям регулярно проверять деятельность детей в виртуальном мире, они советуют, что «[к]онтроль лучше всего осуществлять ненавязчиво, уважая личное достоинство и право ребенка на самостоятельность» [3, с. 23]. Проблема негармоничных отношений с миром и семьёй, приводящих к трагедии, становится одной из главных тем «Чата». Родители Уильяма, контролируя его пребывание в Сети, не смогли дать ему тепло и поддержку: отец считал сына позором семьи, а мать, по мнению молодого человека, была больше довольна его успешным и социально благополучным старшим братом. В серии своих книг о путешествии во времени мать Уильяма, писательница Грейс Роллинз, представляла своего старшего сына супергероем, а Уильяму не осталось ничего иного, кроме как самому превратить себя в непризнанного героя и вершителя возмездия. Его жестокие мультфильмы из пластилина и манипулирование сверстниками в Сети, которое едва не привело к гибели Джима, стало результатом его недовольства собственной семьёй. Важность отношений с родными и людьми, готовыми проявить доброту и участие, передаётся также цветовой символикой фильма. В сцене похода Джима в зоопарк с отцом, по пути в зоопарк на экране появляется яркая растительность и кусты цветущих роз, что в целом нехарактерно для серой цветовой гаммы фильма и отражает эмоциональное переживание мальчика в этот момент. К сожалению, эта сцена заканчивается символической смертью – отец уходит из семьи и оставляет Джима одного в зоопарке. В другой сцене, когда с Джимом знакомится девушка и зовёт его с собой в поход по торговому центру, ярким пятном в изображении физического мира становится жёлтая рыбка-гурами, купленная Джимом незадолго до встречи. Рыбка умирает, прежде чем он успевает принести её домой, а контакт с девушкой заканчивается тем, что Джим убегает, пока та примеряет наряды в магазине одежды. Таким образом, цвет, музыка, художественные материалы символически передают потребность героев в человеческом общении с близкими людьми, красочность таких моментов и невозможность их достижения. Неудивительно, что похожей яркости отношений они ищут в виртуальном пространстве, но, в отличие от живых роз и рыбки из реального

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=