Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 149 движения камеры. Так, в кульминационных сценах «Чата», когда раньше не видевшие друг друга в реальности герои бегут на помощь Джиму, собирающемуся покончить с собой, и должны отыскать друг друга на многолюдном вокзале, применяется «дрожащая» камера, съёмка с расплывающимися и прыгающими кадрами, отражающая смятение молодых людей. Флэшбэки Уильяма со сценами самоповреждения показаны мгновенными, едва уловимыми кадрами, имитирующими работу памяти, высвечивающей события прошлого фрагментарными вспышками, а для флэшбэков из прошлого Джима применяется эффект зернистой плёнки, создающий чувство ностальгии. В «Кибер-терроре» в кадре демонстрируется экран компьютера с несколькими открытыми окнами на нём. Быстрая смена кадров на нём в ключевые моменты фильма затрудняет восприятие деталей происходящего и успешно передаёт ощущение смятения героини. Киноэкран подражает экрану компьютера с его избыточным информационным дизайном. От аудитории десктоп-фильмов требуется многозадачность, которая сама по себе может приводить к перегрузкам психики. Таким образом, зрители, вынужденные следить за беседой героев в чате и одновременно за их невербальными действиями, оказываются в тех же условиях, что и персонажи фильма, и способны лучше сопереживать им. Эффект присутствия усиливается тем, что фильм напоминает театральный моноспектакль. Большую часть времени мы видим на экране единственную героиню, а остальные персонажи участвуют в действии только как лица с экрана компьютера или голоса. Актриса Мейси Уильямс (исполнительница роли Кейси Джейкобс) играет театрально, её эмоции передаются многочисленными крупными планами её лица. Часто Кейси показывают на общем плане и сверху, что создаёт чувство её беззащитности и одиночества [5, c. 49-55]. Ощущение слежки передаётся крупными планами глазка веб-камеры в компьютере и медленными наплывами камеры на лицо актрисы. Существенным для понимания психологических состояний героев фильмов элементом становятся язык и музыка. В «Чате» в сцене вербальной агрессии мужчин, кричащих оскорбления в лицо мальчика-подростка, кадры с изображением мужчин (символизирующих интернет-троллей) и ошеломлённого их натиском мальчика перемежаются кадрами с репликами из чата и отдельными словами, несущими деструктивный посыл (например, «MORT», то есть «СМЕРТЬ», где заглавные буквы, согласно правилам интернет-языка, передают значение крика). В своём последнем видеообращении Дженнифер Ли из «Кибер- террора», подвергшаяся интернет-травле девушка-азиатка, рассказывает историю своей жизни, перекладывая листы с написанными на них крупными буквами фразами, не говоря при этом ни слова. Образ человека в социальных сетях исключает из себя демонстрацию неуспеха и неблагополучия, поэтому этот смелый поступок, открывающий настоящее лицо девушки, Дженнифер осуществляет молча. Два самых значимых человека в жизни Кейси Джейкобс –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=