Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 147 реальном мире становятся виртуальные «комнаты» в онлайн-среде. В фильме «Чат» внутреннее пространство сети Интернет представлено как длинный коридор с рядом комнат в старинном здании. Здание напоминает отель, но двери с узкими окнами, ведущим в комнаты, делают его больше похожим на больницу или тюрьму. Фактически, оно становится также подобием зоопарка: окна в дверях позволяют наблюдать за происходящим в комнатах. В начальной сцене фильма показано, как окно в двери превращается в экран, напоминающий экран телефона, тем самым компьютерная метафора окна буквализируется. Комната в «Чате», где общаются подростки под предводительством Уильяма, украшена психоделическими узорами на обоях, напоминающими пикселы, чем подчёркивается нереальность происходящего. При этом она проходная и просматриваемая – на потолке и в полу расположено по большому окну, зеркально отображающему друг друга, что подчёркивает потенциальную открытость личных взаимодействий в Сети, их видимость для публики. Пространство комнат герметично. В «Чате» для входа в онлайн-комнату необходимо набрать пароль. Для Кейси из «Кибер-террора» её реальная комната – это безопасное место, где можно укрыться от мира: на стене висит табличка с надписью «Бомбоубежище». Но несмотря на создаваемое таким образом ощущение безопасности, ни реальные, ни виртуальные комнаты отнюдь не защищены. В одной из сцен «Чата» в онлайн-комнату, где происходит «флейминг» (дословно «пламя», то есть яростный спор с оскорблениями) и агрессивные мужчины кричат на беззащитного мальчика, врываются полицейские с оружием. Так реальный мир в лице служителей закона вторгается в виртуальный, чтобы взять его под контроль. Таким образом, комната выступает нематериальным «аватаром» личности главных героев, связующим порталом и способом их взаимодействия с обоими мирами – виртуальным и реальным. Двойственность мира, изображаемого в исследуемых фильмах, передаётся также за счёт оригинальных приёмов монтажа. Как известно, для современного искусства эпохи постмодерна характерна «самовоспроизводимость» и повторение, привлечение внимания не столько к реальности, которую оно отражает, сколько к самому тексту произведения. Одним из конкретных воплощений этого свойства в кино является приём «фильма в фильме» [1, с. 306], помогающий представить «двухкодовость» смешанной реальности, изображённой на экране. В «Кибер-терроре» на экране часто возникают другие экраны, где демонстрируются отрывки снятых на телефон псевдодокументальных бытовых видео. В «Чате» присутствуют вставки, имитирующие прощальные видео подростков-самоубийц, которые демонстрируются на экране старого телевизора. Наиболее ярким моментом, прерывающим ход фильма, служат два мультфильма-вставки, выполненных в технике объёмной пластилиновой анимации, высмеивающих чудеса науки и техники. Различие между реальностью и виртуальностью выражается и с помощью цветовой и световой палитры фильмов. Цветовые решения отражают

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=