Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 144 Как правило, фильмы жанра «десктоп» исследуют тему человеческих страхов и отношений, возникающих у персонажей, проводящих значительную часть времени в Интернете [6]. Так как общение в виртуальной среде может осуществляться анонимно, его участники нередко пренебрегают нормами этики, морали и культуры, соблюдаемыми в реальном мире. Б о льшая свобода в высказываниях и выражении эмоций, в том числе негативных, приводит к тому, что характерной чертой виртуального общения становится киберагрессия. Герои десктоп-фильмов практически всегда подвергаются опасности, вступая в контакты с виртуальными собеседниками, и вынуждены защищать своё психологическое благополучие и жизнь. Тема кибербуллинга рассматривается в многочисленных художественных фильмах: «Связи нет» («Disconnect» 2012 г., США), «Мужчины, женщины и дети» («Men, Women & Children», 2014 г., США), «Социофобия» («Socialphobia», 2014 г., Южная Корея), «Простушка» («The Duff», 2015 г., США). Для анализа в данной статье были выбраны три зарубежных фильма, каждый из которых демонстрирует свою грань этой проблемы: «Чат» («Chatroom»), «Кибер-террор» («Cyberbully») и «Аватарка» («Abatâ»). В «Чате» сделан акцент на сложности отношений с семьёй и миром, в «Аватарке» рассматривается проблема влияния общественного мнения и представлений о социальном успехе на личность человека, а в «Кибер-терроре» затрагивается проблема одиночества и потери способности к сопереживанию. Эти фильмы интересны как с документальной точки зрения, так как достоверно показывают реальные жизненные ситуации, так и в художественном отношении, так как используют новые формы киноязыка. Общей темой, рассматриваемой в кинокартинах, является влияние современных компьютерных технологий на характер и психологию поведения людей. При этом одной из центральных проблем взаимодействия человека с компьютерным миром становится проблема определения границ, где начинаются и заканчиваются искусственный мир и настоящий, и места самого человека в этих мирах. Таким образом на первый план выходит проблема двойственности, которая отражается как в сюжетах и образах персонажей, так и в кинопоэтике: в образах пространства, цветовых, звуковых и монтажных решениях фильмов. В каждой из кинолент прослеживаются важные социокультурные условия и факторы, приводящие к кибербуллингу, напрямую связанные с двойственностью современного мира, в условиях которой вынуждены существовать герои. Эта двойственность ведёт к психологическому неблагополучию героев в реальности и попыткам ухода в виртуальное пространство, где они становятся жертвами, агрессорами или свидетелями конфликтных ситуаций. Прежде всего, мотив двойственности формируется в рамках карнавально-маскарадного кода сетевой культуры, что подчёркивают и исследователи, отмечая, что когда в виртуальном пространстве герои «беседуют друг с другом… не выдавая своих личных деталей», образуется

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=