Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 138 (1791-1832 гг.), И. Иттена ( 1888-1967), Н. Н. Волкова (1897-1974) и др. Отметим, однако, что в современном дизайнерском представлении цвет, во взаимодействии с формой, объемом и комплексом физических и эстетических свойств материалов, выступает одним из важнейших конструктивных компонентов. Это требует от художника-дизайнера овладения закономерностями цвето- и формообразования. Еще в 20-е годы ХХ в. сложилось представление о дизайне «как совокупности знаковых систем и культурных текстов; представление о дизайнерском творчестве как смыслотворчестве; представление о наличии универсальных инвариантов, скрытых в сознании, но предопределяющих психологические реакции творца и потребителя на локальные и комплексные воздействия внешних факторов окружающего пространства».[8] Такое представление о дизайне предполагает овладение художником-дизайнером комплексом «знаковых систем», и «культурных текстов», в том числе цветовых, заложенных в традиционном народном искусстве. В наше время, когда тенденции к стиранию национальных различий становятся все явственней, когда идеи глобализации все сильнее овладевают миром, так важно для народов сохранить свое лицо, свою уникальность. Трудно переоценить роль современного художника-дизайнера, призванного формировать предметную среду нового типа, отвечающую стремительно меняющимся потребностям, моде, вкусам. «Переосмысление понятия, "современность" постепенно приводит ученых к осознанию важнейшего факта, что традиционные формы социальной жизни не уходят в прошлое, а сосуществуют вместе с индустриальной, массовой, урбанизированной культурой» [3 с. 110]. Отсюда, в следовании за оригинальностью, опираясь на современные дизайнерские технологии, художник должен обладать и цветовой культурой, которая, как мы выяснили, формируется, если человек осваивает, традиционный творческий опыт, колористику предшествующих поколений. В свою очередь, цветовая культура выступает важной частью профессиональной культуры дизайнера. Понять, освоить колористический строй народного искусства, как определенных «знаковых систем и культурных текстов», для дизайнера означает овладеть известными типами цветовой композиции. Так, богатство цветовых оттенков кобальта в гжельской росписи – прекрасный образец монохроматической композиции. Особенности, варианты трехцветных композиций отражены в росписях Русского Севера, Хохломской росписи. А сколько поисковых, вариативных возможностей в овладении многоцветными, полярными цветовыми композициями заложено в колористике народного костюма, текстильной и глиняной, деревянной расписной игрушки. Русские лаки, в каждом промысле по-своему, воплощают в себе все многообразие цветовых композиций, отражая высочайший уровень цветовой культуры мастера, способного достичь безупречной гармонии многоцветной палитры. Сегодня в пространстве дизайнерской культуры наблюдается некоторое тяготение художников к выверенным в веках константам, в том числе,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=