Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 125 29. «Заговоренная вода» ( шэнь шуй 神水 ) – жидкость, в которой растворен пепел от сожженной формулы-амулета и обладающая, как считалось, чудесными свойствами. 30. «Волшебный меч» ( шэнь цзянь 神劍 ) – меч, с нанесенными на него рисунками и иероглифами, атрибут даосских ритуалов. Использовался даосами для борьбы с нечистью. Магические печати и формулы-амулеты на рукояти или лезвии меча и делали его, как считали даосы, волшебным. Волшебный меч является непременным атрибутом странствующих даосов. С таким мечом изображаются знаменитые даосские подвижники, такие как Чжан Дао-лин, Люй Дун-бинь и д.р. С изображением даосских волшебных мечей можно познакомиться в книге С.В. Филонова [9, с. 75]. 31. “Шаги по Ковшу [созвездия Большой медведицы]”, известные так же как «Шаги Юя» – даосская ритуальная практика, берущая начало в шаманских традициях Древнего Китая. «Шаги Юя» это особая походка, повторяющая рисунок созвездия Северного Ковша ( Бэй-доу 北斗 ). Считается, что такими шагами великий правитель древности – Юй обходил Поднебесную, после того, как усмирил потоп [6, с. 85]. Подробное описание этого метода и схема «Юева шага» приведены в работе Е.А. Торчинова [6, с. 85-88]. Ритуалы с использованием «шагов Юя» были известны еще в I в. н.э., однако их детальное описание впервые излагается в сочинениях IV–VI вв. даосской школы Высшей чистоты (Шанцин). Во время исполнения этого метода даос мысленно восходил на звезды Ковша созвездия Бэй-доу и представлял божеств, населяющих звезды Северного ковша, которые даровали ему чудесный свет этих звезд. Один из вариантов метода визуализации созвездия Большой медведицы, который использовался в школе Шанцин, описан в «Книге-основе о трех началах и нефритовом мече» ( Сань юань юй цзянь цзин 三元玉劍經 ) [10, с. 31-33]. 32. «Питание волшебными снадобьями» – один из вспомогательных даосских методов, который, как считалось, развивает способность к «внутреннему зрению» ( нэй гуань 内觀 , нэй ши 内視 ), с помощью которого даос мог увидеть свои внутренние органы и «обытийствовать» ( цунь 存 ) населяющих их божеств. К категории таких снадобий даосы относили не только особые виды трав и кореньев, но и лунную эссенцию ( юэ цзин 月精 ), лунный свет ( юэ гуан 月光 ), солнечные лучи ( жи гуан 日光 ), звездные испарения, а так же чудесные грибы и плоды деревьев, которые даос собирал во время мысленных странствий по райским местам. Даосы считали, что пища, излучающая свет, может заставить сиять и внутренние органы, в которые она попадает [9, с. 216- 217]. Примером такой пищи могут быть «Чудесные грибы “Лунная эссенция”» ( юэ цзин чжи 月精芝 ) [9, с. 216] и «Чудесные грибы “Белое облако”» ( бай юнь чжи 白雲芝 ) [9, с. 116], изображенные в книге С.В. Филонова «Золотые книги и нефритовые письмена». 33. Южный дворец (кит. нань гун 南宫 ) – миф. дворец бессмертных, расположенный на южной Полярной звезде.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=