Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 124 24. В традиции «женской алхимии» фраза «обезглавить Красного дракона» ( чжань чи лун 斬赤龍 ) указывает на «алхимическое» преобразование грязной иньской крови в чистое янское ци ( лянь сюэ хуа ци 煉 血化氣 ), посредством методов визуальной медитации, дыхательных упражнений и массажа. О методе «обезглавливания Красного дракона» ( чжань чи лун 斬赤龍 ) подробно писала Е. Валусси [17], а так же китайская исследовательница даосизма Ли Цуй-чжэнь [18]. На русском языке один из вариантов исполнения этого метода приведен в нашей статье [3, с. 146]. 25. Тремя тетушками и шестью свахами ( сань гу лю по 三姑六婆 ) называли неблагочестивых буддийских и даосских монахинь, сводниц и содержательниц притонов. 26. «Печь и треножник» – термин, использующийся для обозначения партнерши в парных методах даосской алхимии, получивших широкое распространение в конце эпохи Мин. Эти методы, такие как, например, «соединение животворящих дыханий- ци [мужчины и женщины]» ( хэ ци 合氣 ), объединяли сексуальные отношения с ритуальной практикой, берущей свои истоки в ритуалах даосской школы Небесных наставников (Тяньши 天師 ). Часто для этого использовалась специальная комната, где был установлен алтарь, изображения даосских божеств и патриархов, а сам союз воспринимался как особый ритуал, во время которого партнеры должны были воздерживаться от чувственных желаний и похотливых мыслей [12, p. 211]. Более подробно данная тема обсуждается в нашей статье, посвященной женским методам самосовершенствования, см.: [3, с. 154-156]. Даосские методы «Искусства внутренних покоев» рассматриваются в работе Е.А. Торчинова [6, с. 55-68]. 27. Формулы-амулеты ( фу 符 ), заклинания ( чжоу 咒 ) и печати ( чжан 章 ) – письмена, начертанные определенным способом, по виду похожие на древнекитайские иероглифы. Используются в даосской ритуальной практике. Описание таких чудесных амулетов присутствуют уже в «Книге Великого благоденствия» ( Тай пин цзин 太平經 ) и « Баопу-цзы ». Записанные на них тексты выполняли защитную функцию, а так же помогали изгонять нечистую силу, т.е. служили своеобразными оберегами [9, с. 101, сн. 63]. 28. Петиции ( чжан 章 ) – ритуальные тексты, которые даосы отправляли по просьбе верующих небесным чиновникам из Трех канцелярий ( сань гуань 三官 ) Иного мира, обращаясь к ним с просьбами о помощи. Наибольшее распространение данный вид ритуальных текстов получил в школе Небесных наставников в религиозной практике которой существовала специальная ритуальная процедура – церемония подачи петиций ( шан чжан 上章 ) [9, с. 101, сн. 62]. Пример такого текста из «Ежедневника с петициями от Чи-сун-цзы» ( Чи-сун-цзы чжан ли 赤松子章暦 ) школы Небесных наставников приведен в статье С.В. Филонова [7, с. 65-67].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=