Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 123 О ранней истории школы Небесных наставников см. [4, с. 256-260; 11, p. 139- 141, 256-308] Об организационной структуре общин Небесных наставников см. [8, с. 7-12]. 17. Ван Чун-ян – даосский отшельник с гор Чжуннаньшань 終南山 (пров. Шэньси) Ван Чжэ 王嚞 , по прозвищу Чун-ян-цзы 重陽子 (Мудрец Двойного ян), основатель учения Целостности и совершенства, возникшего во второй половине XII в. на востоке Китая. Согласно традиции, Ван Чун-ян получил даосское учение от Люй Дун-биня и его наставника Чжун-ли Цюаня. После этой встречи Ван Чун-ян оставил жену и детей и стал даосом. Особенностями данной школы стали целибат, уединенный, аскетический образ жизни в стенах монастыря, следование нравственным предписаниям и самосовершенствование с помощью даосских методов «внутренней алхимии». Общая характеристика учения Цюаньчжэнь представлена в работах Е.А. Торчинова: [4 , с 361-384] и Яо Тао-чуна [11, p. 567-593]. О причинах популярности и жизнеспособности учения Цюаньчжэнь см. исследование автора этих строк: [1]. С современной библиографией по данному вопросу, а так же с некоторыми особенностями культуры и истории школы Цюаньчжэнь заинтересованный читатель может познакомиться в работе С.В. Филонова: [8, с. 65-159]. 18. О Цю Чан-чуне см: [8, с. 71-74]. О школе Лунмэнь подробно писала М. Эспозито [11, p. 627-633]. 19. Более подробно с историей даосизма в горах Эмэйшань можно познакомиться по «Описанию гор Эмэйшань» [ЭМШЧ]. Вплоть до наших дней эта местность является важнейшим духовным и культурным центром, куда ежегодно стекаются тысячи паломников и туристов со всего мира. 20. Янь Юн-хэ 閻永和 , второе имя Шэн-цзе 笙階 , даосское прозвище ( дао-хао ) Юн-юн-цзы 雝雝子 – патриарх даосской школы Лунмэнь в двадцать втором поколении, настоятель монастыря Эрсяньань в Чэнду. Был родом из Чунцина 崇慶 (пров. Сычуань). Получил посвящение в Бидунтан 碧 洞 堂 [15, p. 246, n. 8]. 21. Пэн Хань-жань 彭翰然 – спонсор и соредактор Чун кань Дао цзан цзи яо 重刊道藏輯要 . Родился в Синьцзине 新津 (пров. Сычуань) [15, p. 246, n. 8]. 22. Несмотря на то, что Е. Валусси приписывает Хэ Лун-сяну авторство всего предисловия, вторая и третья части являются цитатами из «Книги-основы о первозданном женском начале- кунь » ( Кунь юань цзин 坤元經 ) (не путать с Кунь юань цзин 坤元經 из собрания Фу Цзинь-цюаня и Хэ Лун-сяна) – сочинения по «женской алхимии» в двух цзюанях, возникшего немногим ранее коллекции Хэ Лун-сяна, см.: [НДЦЦ, с. 319-401]. 23. Полный перевод этого фрагмента предисловия был представлен в докладе на XLIII конференции «Общество и государство в Китае». С текстом доклада можно познакомиться в нашей публикации [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=