Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 121 легенда, в начале X в. в горах Хуашань (пров. Шэньси) Люй Дун-бинь повстречал даоса Чжунли Цюаня, от которого узнал тайны даосских методов совершенствования и технику владения мечом [8, с. 65-68; 6, с. 150]. 5. Три начала ( сань юань 三元 ) – Небо, Земля и Вода. 6. Палата Нефритового августейшего получила свое название в честь одного из божеств даосского пантеона, культ которого был широко распространен в Китае. Даосы отмечают пышными церемониями день рождения Нефритового августейшего девятого числа первого лунного месяца и «встречу колесницы Нефритового августейшего» в ночь с 24 на 25 число последнего лунного месяца. В этот день Нефритовый августейший покидает свою резиденцию, чтобы воздать каждому по его заслугам [8, с. 88-90]. 7. Среди последователей буддизма горы Эмэйшань считаются одними из четырех священных гор. Особенно почитается их вершина, которую полагают местом вечного пребывания бодхисаттвы Самантабхадры (кит. Пу- сянь пу-са 普賢菩薩 ). Согласно легенде, он отправился на Эмэйшань проповедовать учение Будды, а затем улетел оттуда на белом слоне. Позже на том самом месте был воздвигнут храм Долголетия (Ваньняньсы 萬年寺 ), а в конце X в. там была установлена цельная семиметровая бронзовая статуя Самантабхадры, восседающем на своем трехголовом слоне в цветке лотоса. 8. Буддийский храм Золотой вершины (Цзиньдинсы 金頂寺 ) расположен на самой вершине гор Эмэйшань, на высоте 3077 м. 9. Лу Сю-цзин – знаменитый ученый даос, библиограф и коллекционер даосских текстов. Он составил каталог сочинений даосской школы Духовной драгоценности (Линбао 靈寶 ) и написал большое количество работ о даосских ритуалах. Лу Сю-цзин является создателем первой систематизированной даосской библиотеки, которая послужила прообразом «Даосского канона» ( Дао цзана 道藏 ). Детальное исследование жизнедеятельности Лу Сю-цзина принадлежит С. В. Филонову [9, с. 96-105]. 10. «Небеса, открывающиеся в пещерах» ( дун тянь 洞天 ) – понятие даосской мифологии, впервые упомянутое в сочинениях даосской школы Высшей чистоты (Шанцин 上清 ) и означающее особые пещеры, в которых, как считается, находится проход в «вышние миры небожителей». Всего в даосизме насчитывается десять больших и тридцать шесть малых пещер дун тянь , месторасположение которых имеет привязку к реальным географическим объектам на карте Китая [8, с. 40-42; 4, с. 203]. 11. Бай (Бо) Юй-чань – пятый патриарх Южного направления ( нань цзун 南宗 ) школы Цюаньчжэнь. по прозвищу Совершенный человек Пурпурной чистоты (Цзы-цин чжэнь-жэнь 紫清真人 ). В сочинении «Рассуждения, рассеивающего сомнения относительно совершенствования в бессмертии» ( Сю сянь бянь хо лунь 修仙辨惑論 ), приводится беседа Бай Юй-чаня и его наставника Чэнь Ни-ваня 陳泥丸 о высших и низших методах «внутренней алхимии» в качестве способов обретения бессмертия. С переводом этого фрагмента можно познакомиться в книге Е.А. Торчинова [6, с. 147-149].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=