Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 119 Есть те, кто обманувшись речами лукавых буддистских монахов или “странствующих даосов” о “желтом и белом из Южного дворца” [Комм.33] начинают устанавливать “киноварные комнаты” (т.е. алхимические лаборатории – И . Б. ), сосуды, печи и треножники, [используют] цинь и меч, выплавляют Великую киноварь Трех начал [Комм. 34], пытаются взлететь [вместе с] телом до врат [дворца Небесного] владыки, но в конечном итоге ничего не достигают, а только расстраиваются, потерпев неудачу. Есть те, кто без разбора собирают солнечную эссенцию ( жи цзин 日精 ) и [эссенцию] лунного цветка ( юэ хуа 月華 ) [Комм. 35], “проглатывают облака”, “выдыхают туман”, вдыхают и выдыхают воздух (т.е. занимаются дыхательной гимнастикой – И . Б. ), или принимают [внутрь снадобья] из трав, деревьев, металлов и камней, или массируют тело в [области] Киноварных полей. В итоге это приводит к тяжелым недугам, от которых невозможно излечиться. Есть те, у которых, как говорится, “тело разбито, организм худой и немощный”, которым “тяжело совершенствоваться”. Есть те, которые сами на себя “махнули рукой”. Итак, подобных ложных учений много и с их помощью трудно добиться результата. Если хотите добиться результата – непременно следует разобраться в книгах по алхимии. Используйте книги, чтобы по ним выверять [алхимический процесс] в теле, а [алхимический процесс] в теле сравнивайте с книгами. Из книг берите принципы, в теле находите подобия, осведомляйтесь у учителя, спрашивай у друзей. Различайте, что ложь, а что правда, решайте, следовать или нет. Только так не будете одурачены невежественными учителями и лживыми друзьями. Если уже увлеклись ложными учениями, то спешите быстрее исправиться, а те, кто еще не увлекся ложными учениями, тем более будьте осторожны» [НДХБ, с. 1-3; НДЦЦ, с. 329-333]. Анализ приведенного выше предисловия Хэ Лун-сяна к «Собранию работ по женской алхимии» позволяет нам сделать следующие выводы: 1. К началу XX в. «женская алхимия» стала восприниматься самими даосами как самостоятельное направление среди даосских методов совершенствования, о чем свидетельствуют четко сформированные различия в практике мужчин и женщин, описанные как в предисловии Хэ Лун-сяна к «Собранию работ по женской алхимии», так и в самих источниках, вошедших в его коллекцию. 2. В это же время среди женщин возрастает интерес к даосским методам самосовершенствования, предназначенных специально для женщин, особенно к упражнениям, которые сами даосы называли «пестование жизненной силы» ( мин гун 命功 ); 3. Желанию женщин заниматься даосскими практическими методами мешало недостаточное количество и малодоступность руководств по «женской алхимии»; 4. Низкий процент женской грамотности отрицательно сказался как на распространении работ по «женской алхимии» среди женщин, так и на создании самими женщинами сочинений, посвященных женской практике;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=