Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 113 (Синлунгуань 興隆觀 ), монастырь Небесного света (Цяньмингуань 乾明觀 ), грот Девяти старейших (Цзюлаодун 九老洞 ), храм Долголетия[Комм.7] (Ваньняньсы 萬年寺 ), храм Золотой вершины[Комм. 8] (Цзиньдинсы 金頂寺 ), храм Затаившегося тигра (Фухусы 伏虎寺 ) и т.д. Во время так называемой «культурной революции» большинство культовых сооружений в горах Эмэйшань были разрушены или сильно пострадали. К настоящему дню некоторые даосские и буддийские обители уже отреставрированы, а в других еще ведутся реставрационные работы. Горный хребет Эмэйшань и его окрестности издревле считались священными местами как для последователей даосизма, так и буддизма. Ими восхищался даос и ученый Лу Сю-цзин[Комм.9] 陸修靜 (406-477), их воспевали в своих стихах Ли Бо 李白 (701-762) и Цэнь Шэнь 岑參 (715-770), а поэт Бао Жун 鮑溶 (ок. 809) в поэме «Отправлено с гор Эшань ученому мужу Ян Ляню» ( Цзи Эшань Ян Лянь ши 寄峨山楊煉士 ) описал свои возвышенные чувства от присутствия на вечернем ритуале в одной из обителей гор Эмэйшань: «Вечером даосы читают вслух Жуй чжу цзин 蕊珠經 и белые журавли снижаются, кружа дымкой благовоний, чтобы послушать». В Китае белые журавли считаются не только символом долголетия, но и средством передвижения небожителей- сяней , которые, согласно даосской традиции, могут спуститься в мир смертных в ответ на молитву. Потому совсем неслучайно Эмэйшань называют « сяньскими горами» ( сянь шань 仙山 ), «горами, где сяни -небожители [обитают]». В даосской традиции считается, что из тридцати шести малых Небес, открывающихся в пещерах [Комм.10], проходы на семь из них расположены в горах Эмэйшань. Здесь странствовали такие известные даосские деятели как Бай Юй-чань [Комм.11] 白玉蟾 (1194-ок. 1227) и Чжан Сань- фэн[Комм.12] 張三豐 (ок. 1247-1458?). В конце эпохи Суй (589-619) – начале Тан (618-906) на склонах этих гор собирал целебные травы прославленный даосский алхимик и врачеватель Сунь Сы-мо[Комм.13] 孫思邈 (581-682), а уже в начале эпохи Сун (960-1279) здесь продолжил распространять даосское учение прославленный монах Чэнь Туань 陳摶 (871-989), сам себя называвший «Совершенный с Эмэй» 峨眉真人 ( Эмэй чжэнь жэнь ). По преданию, в конце правления Тан даос Люй Дун-бинь 呂洞 賓 , почитающийся традицией как один из Восьми бессмертных ( ба сянь 八仙 ), поселился в гроте Пурпурных грибов (Цзычжидун 紫芝洞 ) у подножья гор Суйшань 綏山 (др. назв. Эр-эшань 二峨山 ), где всем сердцем предавался совершенствованию. После Патриарх Люй (Люй цзу 呂祖 ) поднялся на Дамэйшань 大峨山 (совр. Эмэйшань 峨眉山 ), где вел жизнь отшельника в гроте Тысячи людей (Цяньжэньдун 千人洞 ). Возле стоящей неподалеку часовни Чудесной воды (Шэньшуйгэ 神水閣 ) сохранилась огромная каменная глыба с двумя иероглифами «Да мэй» 大峨 , которые, как говорят, были высечены рукой самого Люй Дун-биня.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=