Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 111 И. В. Белая независимый исследователь В ПОИСКАХ «ЖЕНСКОЙ АЛХИМИИ»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «НЮЙ ДАНЬ ХЭ БЯНЬ» В статье рассматривается история создания «Собрания работ по женской алхимии» ( Нюй дань хэ бянь 女丹合編 ) – коллекции сочинений из восемнадцати текстов, посвященных даосским методам для женщин. Особое внимание уделяется анализу предисловия даосского деятеля Хэ Лун-сяна к данному собранию. В нем разъясняется цель создания этой коллекции, обсуждаются различия в даосских методах для мужчин и женщин, а так же поднимаются проблемы женского религиозного совершенствования в контексте развития даосизма в провинции Сычуань в конце XIX – начале XX вв. Ключевые слова: Китай, даосизм, «Собрание работ по женской алхимии», «Нюй дань хэ бянь», Хэ Лун-сян. I. V. Belaya independent researcher (Kursk, Russia) IN SEARCH OF 'FEMALE ALCHEMY': HISTORY OF CREATING THE 'NÜ DAN HE BIAN' The article discusses the history of the "Collection of works on female alchemy" ( Nü Dan He Bian 女丹合編 ), a collection of essays including eighteen texts on the Taoist techniques for women. Particular attention is paid to the analysis of the preface of the Taoist leader Ho Lung- Hsiang to this meeting. It explains the purpose of this collection, discusses differences in Taoist methods for men and women, and raises the problem of women's religious improvement in the context of the development of Taoism in Sichuan province in the late 19th – early 20th centuries. Keywords: China, Taoism, "Collection of works on female alchemy", "Nü Dan He Bian", Ho Lung-Hsiang. DOI 10.22405/2304-4772-2018-2-3-111-129 «Женская алхимия» ( нюй дань 女丹 ) – символическое обозначение специального комплекса даосских методов, учитывающих специфику женского организма и направленных на его преобразование с целью обретения статуса небожительницы ( нюй сянь 女仙 ) и получения ранга в Ином мире. Появление в даосских практических сочинениях фрагментов, описывающих методы совершенствования для женщин ( нюй гун нэй дань 女功 內丹 ), датируется XII в. В конце XVIII в. создаются первые самостоятельные сочинения, где не только обобщались и систематизировались даосские методики, ориентированные на женщин, но и детально описывался путь, следуя которому, женщина могла преобразовать свое тело и вознестись на Небеса. К этому времени намного более широкое распространение по сравнению с даосскими сочинениями о женской практике получили буддийские сутры, ориентированные на женскую аудиторию. Эти сутры уже были объединены в единое книжное собрание под названием «Собрание сочинений для женщин

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=