Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 107 Рис.8. Женская рубаха. Олонецкая губерния II половина XIX века (Реконструкция из льняной ткани фабричного производства 2008 г. Выполнен студентами ГОУ ШГПУ с соблюдением технологии вышивки и пошива). Рукава женской рубахи с солярной символикой «девы», «матери» в геометрической орнаменте вышитые швом «роспись», на подоле чередующиеся изображения женской фигуры с птицами в поднятых руках и стилизованной женской фигуркой с ромбовидной головой и птицами внутри вышитые швом «роспись». По обилию декора с подвенечной рубашкой могли соперничать только рубахи-сенокосницы (Рис. 8) и рубахи-подольницы, одеваемые на первый сенокос и в Егорьев день – первый выгон скота в поле. И на сенокос, и на выгон скота одевали наиболее нарядные рубашки молодухи первого года замужества. Именно они начинали ворошить сено на покосе или отправлялись на реку за водой в день первого выгона, чтобы коровы лучше доились. Технические приемы вышивки также отличались по регионам. На севере и северо-западе и отчасти в центральных губерниях были распространены швы «роспись», «набор». Дополнялись вышивки гладьевыми швами. Кроме того бытовали швы по разреженной ткани – строчевая вышивка со своими особенностями, характерными конкретной губернии. В Тверской, Рязанской, Тамбовской губерниях, частично в Смоленской была известна контурная гладь, что указывало на тесные исторические и культурные взаимоотношения с народами Поволжья. В южных губерниях помимо вышивок гладью, набором были распространены вышивки крестом. Они бытовали повсеместно и также отличались разнообразными приемами исполнения. Особую группу составляли вышивки тамбуром. Эти швы относятся к очень старинным у народов Поволжья. Среди русских вышивка тамбуром стала распространяться с середины XIX века. Такая вышивка встречалась в Ярославской, Нижегородской губерниях, а также на севере вплоть до Прибалтики. Таким образом, анализ орнамента вышивки русского крестьянского костюма позволяет утверждать, что в нем заложены богатые культурно- эстетические ценности, отражающие этническую специфику народа и, стало быть, он может служить важным незаменимым источником для воссоздания своеобразия традиционно-бытовой культуры народа, источником для суждения о характерных чертах соответствующих этносов. Русский крестьянский костюм не только отражает свойства этноса, но и является неотъемлемым компонентом этноса, поскольку является достоянием основной массы членов общества, входит в их повседневный быт, обыденное сознание, что в свою очередь, чрезвычайно важно в воспитании подрастающих поколений. «Наследие многих веков, усвоенное русским народом, стало его художественным преданием и последовательно образовало древнерусское искусство. Русское искусство было и осталось искусством народным, сложившись в оригинальный исторический

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=