Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 103 Северные вышивки с древними мотивами обладают относительным стилистическим единством. В ряде районов мастерицы вышивки проявляли пристрастие к определённым сюжетам орнамента, характерным для данной местности способом шитья, оттенкам красного цвета нитей. Так для Кирилловского уезда Новгородской губернии типичен узор «ладья» (Рис. 3), а деревне Устюженского уезда той же губернии часто вышивали «рыбину» – изображение птицы с миниатюрными птенцами по контуру, заполненное рядами мелких шашечек (Рис. 4) [11]. Рис. 3 Рис. 4 Рис. 3. Полотенце. Конец XIX в. Кирилловский уезд Новгородской губ. Мастер С.Ф. Саввина Рис.4. Полотенце 1900-е гг. Устюженский уезда Новгородской губ. К старинным узорам, уходящим своими корнями в глубокое прошлое, относятся вышитые изображения людей, животных, птиц, деревьев, имевшие распространение на севере и северо-западе и очень редко в центральных губерниях Европейской России (Архангельская, Вологодская, Олонецкая, Новгородская, Псковская, Ярославская, Тверская, Калужская губернии) [13]. Особенной архаичностью веет от сложных построений с женской фигурой в центре (Рис.5). Женская фигура изображалась в характерной позе с воздетыми кверху руками, в которых изображались птицы или деревца. По сторонам центральной фигуры изображались всадники или кони, птицы, реже барсы, олени. В некоторых случаях женскую фигуру заменяло дерево, а иногда изображение женщины и дерева сливались вместе (Рис.5) [6]. Рис. 5. Фрагмент узора подола женской рубахи Олонецкого уезда II половины XIX века

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=