Гуманитарные ведомости. Вып 3 (27) 2018. Т. 2.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 2, октябрь 2018 г. 100 Большая часть геометрических узоров в вышивку пришла из глубокой древности, когда многие из них имели определённый символический смысл. Орнаментом украшали праздничные обрядовые предметы: полотенца, женские рубахи, головные уборы. Глубока и интересна символика вышивки нательной рубахи в русской народной традиции. В обыденной жизни рубаха была основной формой одежды, украшенная орнаментальной вышивкой. Вышитый узор приобретал магическую силу и исполнялся в строго определённых местах. Подтверждением этому находим в расположении геометрического орнамента на женских рубахах. «Вышитые рубахи надевали по торжественным и праздничным случаям, но самые нарядные готовили на сенокос, жатву и для свадебного костюма. Орнаментом украшали ворот, грудь, широкую кайму на подоле и особенно рукава. В старинных рубахах узор покрывал весь рукав. Окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость, обеспечить успех в различных действиях» [1, с. 7]. И, хотя содержательный, магический, обереговый, благопожелательный смысл со временем утрачивается, народная традиция пронесла сквозь столетия внешнюю форму древних знаков. Поверхность неукрашенной или украшенной тем или иным способом ткани часто служила фоном для вышитых и нашивных украшений, нередко составлявших соединение всех этих видов вместе. Традиционным орнаментом русских вышивок и тканых украшений был линейно-геометрический орнамент. Он бытовал в различных районах севера и юга, но особенно широкого распространения достиг в южных губерниях, где преобладали геометрические рисунки. Наиболее распространённой фигурой геометрического орнамента, как тканого и вышитого, считается ромб, распространенный в вышивках повсеместно. В большинстве случаев он составляет основу орнаментальных композиций, но иногда служит дополнением к другим мотивам, органически вплетаясь в узор или же, образуя отдельную обводку.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=