Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 91 «ты не в состоянии думать о своей душе, это мы позаботимся о ней». Тем самым мы обманываем и его и себя. Можно властвовать над чужим телом, но нельзя властвовать и не нужно властвовать над чужой душой. Отказываясь сопротивляться злу насилием, человек признает эту истину; он отказывается судить другого, ибо не считает себя лучше его. Не других людей надо исправлять, а самого себя. Непротивление переводит человеческую активность в план внутреннего нравственного самосовершенствования» [1]. Вопрос о власти у тамплиеров также лежал в области этики: власть рассматривалась как противоположность свободе; таким образом, несвободными считались и те, кто обладал властью, и те, кто был под чьей-то властью. Отсутствие свободы мешало, по мнению тамплиеров, духовному развитию личности, которое необходимо было как раз для того, чтобы сформировалось общество равных, свободных и духовно совершенных личностей. В таком обществе гарантом мира выступал бы не общественный договор, не тирания, и даже не демократия – а моральное сознание отдельно взятой личности. В легендах российских тамплиеров (например, «Об Атлантиде») власть, как «человеческое» начало, противопоставлялась духовному началу [3, т. 3, с. 13-14]. В более узком смысле, власть противопоставлена базовым принципам Ордена – равенству и свободе. Каким образом эти представления о власти находили свое выражение в реальной жизни? Философия непротивления Толстого предложила, как альтернативу власти, общины морально развитых индивидов, строящих свой быт в соответствии с принципами ненасилия. Представления тамплиеров об идеальном обществе были более утопичны; само понятие общества в их концепции можно назвать условным: так, распространение идей концепции Ордена, происходившее в форме лекций, публикации философских и художественных произведений – это уже была деятельность, направленная на духовное совершенствование личности, как своей, так и ближнего, и, как следствие этого, на формирование нового общества. В этом смысле Орден тамплиеров действительно представлял собой угрозу для существовавшей власти. Вопрос о власти, как у Толстого, так и в концепции Ордена тамплиеров, восходит к учению Христа. Философская интерпретация Толстым власти связана с философией зла, понимание которого у Толстого восходит скорее к античной, чем христианской традиции (зло – это недостаточное знание о добре) [2], а также с философией ненасилия, как естественного следования христианскому закону любви [1]. Понимание власти у тамплиеров связано с гностическими представлениями, поэтому имеет как этический, так и мистический оттенки. В мистическом смысле власть провоцирует развитие низших качеств человеческой природы, это то, что отделяет его от Духа: поэтому Атланты, находясь на вершине своего духовного развития, не принимали никакие проявления власти [3, т. 3.; с. 13-14]. В этическом смысле, всякая власть для тамплиера – это проявление насилия; насилие – это любое преступление против свободы индивида. В этом заключается некоторое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=