Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 90 Толстого практиковались участниками толстовского движения, так называемыми толстовцами, однако, у этих идей были схожие черты и с другими концепциями, одной из которых была концепция малоизвестного Ордена тамплиеров, существовавшего на территории России в 20-30 годы ХХ века. Тамплиеры, во многом, разделили участь толстовцев – и те, и другие, были подвергнуты тяжелым репрессиям, и, в конечном итоге, забвению – если не в кругах специалистов, то, во всяком случае, в массовой памяти. Наибольшее сходство идей Л. Н. Толстого и Ордена тамплиеров касалось мнений о государственной власти. Так, их объединяла идея отрицания власти – у Толстого идея непротивления государственной власти равна ее отрицанию; у тамплиеров – идея акратии – непризнания любой власти, поскольку она мешает духовному развитию личности. Безусловно, сравнительный анализ двух концепций мог бы показать как их сходство, так и существенные различия, наиболее явным из которых была сама структура движений – общинность у толстовцев и индивидуальность тамплиеров. Однако, в данной статье мы затронем тему власти в обеих концепциях – то, что объединяло и что, в конечном итоге, погубило «рыцарей» и «крестьян». Что данные концепции предлагали в качестве альтернативы власти? Каковы были их конечные социальные цели? Как в них соотносились религиозные, этические и мистические идеи? Какой след эти идеи оставили в современном социокультурном пространстве? Идеи Толстого и концепция тамплиеров: вопрос о власти Характер концепции российских тамплиеров – этико-мистический, где этика является целью, а мистика – средством воплощения этой цели. Рыцарь духа, тамплиер, проходит три стадии преображения, причем первой стадией является нравственное совершенствование, превращение обычного человека в «рыцаря духа»; второй – духовное – через постижение мистического знания; третья – самая высокая степень – преображение личности через постижение подвига Христа посредством страдания. Так, в идее о преобразовании склада души на первый план выходит категория страдания, имевшая в концепции тамплиеров как этический, так и мистический смыслы. Этический смысл концепции заключатся в стремлении к преобразованию личности, для совершенствования каждого индивида; идеал общества – свободное взаимодействие морально совершенных индивидов. Этическим стержнем философии власти у Толстого является идея непротивления – отказ от участия в любых действиях, так или иначе имеющих отношение к насилию. Власть сама по себе является орудием насилия, заставляющем людей выступать против других или против самих себя; государственные институты устроены таким образом, чтобы скрыть индивидуальную ответственность каждого за казни, убийства на войне и тому подобное зло [4]. Так, А. А. Гусейнов пишет: «Этика непротивления – это, по сути, и есть требование, согласно которому каждый человек обязан думать о спасении собственной души. Называя кого-то преступником и подвергая его насилию, мы отнимаем у него это человеческое право; мы как бы говорим ему:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=