Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 9 статье «Неизбежный переворот» (1909), где даны практические рекомендации по изменению насильственного устройства жизни: не совершать, не принимать участия, не одобрять насилия. Толстой считает: надо перестать самому совершать прямое насилие, а также готовиться к нему. Во-вторых, – не принимать участия в каком бы то ни было насилии, делаемом другими людьми, а также в приготовлениях к насилию. В-третьих, – не одобрять никакого насилия. 3. Философское обоснование педагогического опыта Л. Н.Толстого и толстовского движения: Концепция «школы Толстого» в Тульском регионе (начало 90-х гг.). Возникновение в начале 90- годов новой российской государственности привело к созданию новых институтов власти и культуры. Существенному обновлению подверглись институты образования, что предполагало создание инновационных образовательных программ, основанных во многом на обращении к классическим русским традициям, преданным забвению в советский период. Формирование новых концепций образования, возрастание роли этических и религиозных начал в образовании возродило интерес к историческому наследию выдающихся русских педагогов. Одним из таких мыслителей является Л. Н. Толстой, чьи педагогические воззрения и педагогический опыт имели ярко выраженную этическую направленность и базировались на религиозно-нравственном учении. В это время выходят такие фундаментальные работы как: «Аксиология педагогики Л. Н. Толстого» (Н. В. Кудрявая), «Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого». М.,1996, «Философия образования Л. Н. Толстого, М., 1998 (М. А. Лукацкий), работы академика А. Разумного. Впервые опубликовано «Евангелие для детей» Тула, 1995 (под ред. Б. Сушкова), рецензия В. Н. Назарова «Толстой и русская церковь: метафоры непонимания» имела широкий резонанс в общественных кругах. Все эти работы были нацелены на создание концепции этического образования как целостной системы духовно-нравственных ценностей, что представлялось особенно существенным в условиях нравственного плюрализма современного российского общества. Практическим выражением новых образовательных институций стало создание в Тульском регионе концепции «школы Л. Н. Толстого» (В. Б. Ремизов, А. А. Орлов), в рамках которой этическое образование получило приоритетное направление. Проект школы Толстого, в разработке которого автор принимал непосредственное участие, основывался на решении следующих задач: 1. Создание оптимальных условий для интеллектуального, нравственного и волевого развития личности ребенка посредством организации учебно-воспитательного процесса на гуманистических принципах и идеях Л. Н. Толстого, а также современных психолого-педагогических технологий, способствующих переходу от обязательно-принудительного образования к самообразованию и самосовершенствованию личности. 2. Разработка, апробация и внедрение в систему среднего образования нового содержания, современных форм, средств и методов обучения и воспитания, обеспечивающих становление у

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=