Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 85 жизни» [12, т. 46, с. 137]. Он мыслит аристократию как силу, способную ограничить монарха, но «наша аристократия рода исчезает и уже почти исчезла по причине бедности; а бедность произошла от того, что благородные стыдились заниматься торговлею» [12, т. 46, с. 21].) «Всякий человек, дикий и мыслитель, как бы неотразимо ему не доказывали рассуждение и опыт то, что невозможно представить себе два разных поступка в одних и тех же условиях, чувствует, что без этого бессмысленного представления (составляющего сущность свободы), он не может себе представить жизни. … Если понятие о свободе для разума представляется бессмысленным противоречием, как возможность совершить два разные поступка в одних и тех же условиях, или как действие без причины, то это доказывает только то, что сознание не подлежит разуму» [12, т. 12, с. 325]. Здесь, именно в этой точке сознания «действия без причины», открывается сознанию пространство, в котором нет причин и следствий, более того – нет и цели как причины (эта бесцельность открылась Пьеру в открытии веры), но есть иное, что можно определить как начало и что не схватывается познающим, научным разумом. Это начало – «Все, что есть, все это – я же» – противостоит социальности и является основанием анархизма в его предельной, всеохватывающей форме точно так же, как и источником предельной основательности, так как в моральном пространстве нет никакого иного и большего основания, чем самодостаточная субъектность человека. В романе «Человек, который был четвергом: Ночной кошмар» Г. К. Честертон пишет: «Аристократы всегда были анархистами» – они не желают хорошего правления, они не желают его вообще. Аристократический анархизм связывают с именем Ницше. Ленин говорит о виде «анархизма, который немецкие социал-демократы называют Edelanarchismus, т.е. анархизм «благородного» господина, барский анархизм, как я бы сказал. Русскому нигилисту этот барский анархизм особенно свойственен» [9, с. 379] – речь идет о принципах построения партии (в переводе этой работы на английский используется понятие aristocratic anarchism). В исследованиях встречается понятие аристократического анархизма Толстого и Кропоткина [16, p. 80]. И все же в большинстве случаев это словосочетание имеет характер удачного, но необязательного описания. В нашем случае речь идет о невозможности понять толстовский анархизм вне приятия и понимания его аристократизма. Литература 1. Бердяев Н. А. Христианство и классовая борьба. Париж: YMCA- Press, 1931. 142 c. 2. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. С. 104-109. 3. Бибихин В. В. Дневники Льва Толстого. СПб.: Изд-во Лимбаха, 2012. 480 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=