Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 8 определением и систематизацией базовых понятий и принципов его учения. Общую схему этих понятий автор представила нормативными этическими понятиями «Круга чтения» Толстого, включающего целый ряд категорий философии, этики, религии, психологии, педагогики и духовной культуры в целом: «человек», «жизнь», «смерть», «смысл жизни», «самосовершенствование», «любовь», «благо», «вера», «душа», «Бог», «зло», «грехи», «соблазны», «суеверия» и многие другие. Выделены определенные иерархические ряды, они могли бы послужить основой для изучения тех или иных разделов философии Толстого, среди которых обозначены категории нравственной философии: «благо», «зло», «правдивость», «самоотречение», «смирение» и т.д. Религиозная философия представлена понятиями «вера», «душа», «Бог», «грехи» и др. Данный этап исследования объединял такие понятия как смысл жизни и нравственное самосовершенствование, что вполне соответствовало общей идейной установке господствующей в СССР в 70-80-х годах прошлого века, связанной с идеалом всесторонне и гармонично развитой личности. Сущность самосовершенствования по Толстому одновременно и внутренняя, и внешняя работа. Выведена «формула» процесса самосовершенствования: «Совершенствоваться нельзя, живя постоянно в суете мирской, и еще меньше возможно, живя постоянно в уединении. Самое вы- годное условие для совершенствования – это то, чтобы в уединении вырабатывать и утверждать свое мировоззрение и потом, живя в мире, применять его к делу»» [1, с. 204]. 2. Развитие идей «этики ненасилия» (конец 80- нач. 90-х гг.). Последние годы перед развалом СССР (конец 80-х – начало 90-х годов XX века) были ознаменованы небывалым интересом международных политических и научных кругов к проблеме НЕНАСИЛИЯ. Прежде всего, речь шла о возрождении пристального внимания к этике ненасилия Л. Н.Толстого, а также к мировой философии ненасилия в целом, отмеченной именами Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга, Генри Торо, Альберта Швейцера и других. В это время проводится ряд представительных международных конференций и форумов, посвященных проблеме ненасилия, в которых автор принимал непосредственное участие. В результате нами была разработана концепция этики ненасилия Л. Н.Толстого («программа по борьбе с насилием») суть которой в следующем: Толстой полагал, что людям необходимо перестать заботиться о делах внешних и общих, в которых они не свободны, и хотя бы малую часть той энергии, которую они употребляют на внешние дела, направить на то, в чем они свободны, т.е. на избавление себя от суеверия насилия , что, в конечном счете, должно разрушить и сам насильственный строй жизни. Эта перемена сознания «умоперемена» основывается на следующем: мир насилия основан на ложном представлении о смысле и назначении человеческой жизни, выделены конкретные формы суеверия насилия: а) суеверие власти одних людей над другими, б) суеверие догм, привычных представлений о жизни, в) религиозные суеверия. Было показано, что «Программу» борьбы с суеверием насилия Толстой подробно раскрывает в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=