Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 74 О. П. Зубец Институт философии РАН АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ ЛЬВА ТОЛСТОГО Статья посвящена аристократической природе толстовских идей, а также сущности его аристократизма как утверждения тождества себя и мира. Хотя Толстой часто обращается к этому понятию, он не столько исследует его, что чуждо самому аристократизму, сколько являет его самим собой, в отличие от Н. Бердяева, познающего аристократизм извне и стремящегося очистить его от гордости и презрения, превратив в духовный и умственный аристократизм. Как мыслитель, Толстой описывает аристократизм и указывает на себя как аристократа, но его собственный аристократизм есть не результат его размышлений, действий, чувств, но их основание. Именно аристократизм как способ субъектного бытия человека в его центральности и единственности лежит в основе тех высказываний Толстого о государстве, религии, образовании, университетах, культуре, семье, которые столь неприемлемы для мещанина. Как аристократ, Толстой не принадлежит ни государству, ни национальности, ни культуре, ни религии: его анархизм аристократичен, потому что основан не на стремлении к свободе внутри социальности, а на принятии абсолютности себя как начала и тождественности себя миру как своему, что выражено в формуле «Все, что есть, все это – я же», то есть он является, в сущности, этическим. Ключевые слова: Толстой, аристократизм, анархизм, субъект, поступок, Бердяев. O. P. Zubets Institute of Philosophy RAS (Moscow, Russia) ARISTOCRATIC ANARCHISM OF LEO TOLSTOY The article is devoted to the aristocratic nature of the Tolstoy’s ideas and the core of his aristocratism as the establishment of the identity of yourself and the world. Although Tolstoy approaches this concept quite often, he does not examines it (studying is inorganic for aristocratic mentality), as much as just manifests it by oneself, which fundamentally differs him from Berdyaev who cognizes aristocratism from the outside and longs for cleanup it from the pride and superiority changing it into moral and intellectual aristocratism. As a thinker, Tolstoy can describe aristocratism and point to oneself as an aristocrat, but his own aristocratism is not a result of his reasoning, acts or feelings, but their basis. Exactly this aristocratism as a form of the subject being with its centrality and oneness underlies such Tolstoy’s statements about a state, religion, culture, education, universities, family, which are so unacceptable for a common man. Being an aristocrat, Tolstoy does not belong to the state, religion, nationality and culture. His anarchism is aristocratic because it is rooted not in the longing for freedom within sociality, but in the acceptance of one’s own absoluteness as the origin and of the identity of oneself with the world as “my” world, which is expressed in the formula “Everything what exists, all that is me”. It means that his anarchism is of the ethical nature. Keywords: Tolstoy, aristocratism, anarchism, subject, act, Berdyaev. DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-3-74-88 Тема толстовского анархизма известна, является предметом исследования и критиков и последователей. Но в нашем случае попытаемся понять или хотя бы описать его аристократическую природу. Термин

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=