Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 7 поэтому я выбрала эту тему моего выступления. Юбилей дня рождения великого писателя и мыслителя хотелось бы сконцентрировать на главной проблеме и теме его жизни – нравственной философии, основа которой – идея непротивления злому, вся актуальность которой выражена в двух его высказываниях : 1. «Побороть общее зло жизни можно только одним средством – нравственным усовершенствованием своей жизни». 2. «Если народ считает политическую власть выше власти нравственного закона, то он всегда останется рабом, какой бы характер эта власть не носила». Непротивление злому – сердцевина религиозно-нравственного учения мыслителя, вызывающего до сих пор неоднозначные мнения и оценки. Хотелось бы взглянуть на эту проблему с позиций культуры XXI века, обозначив идею непротивления в дискурсе ее вызовов и стратегий. Мое выступление – итог не только сорокалетних исследований творчества мыслителя, итог научно-исследовательской работы коллектива кафедры, кафедр педагогики, факультета русского языка и литературы ТГПУ им. Л. Н. Толстого, итог открытий Л. Н. Толстого как реального человека, в «вечной повседневности», моралиста, педагога, общественного деятеля в трудах философов, культурологов, журналистов. В данном докладе будет представлено развитие нравственной философии Л. Н. Толстого в советском и российском толстоведении, рассмотрен вклад коллектива ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Я выделила несколько значительных этапов развития исследований в этой области в XX и XXI столетии, которые раскрывают узловые проблемы в изучении нравственной философии Л. Н. Толстого 1. Историко-философские исследования творчества Л. Н. Толстого (В. Асмус, М. Ф. Овсянников, Н. С. Козлов) 60-70 гг. прошлого столетия. Выявление и определение нравственно-религиозных и этических понятий и принципов философии Толстого (философский факультет МГУ, кафедра этики 70-80 гг.). 2. Развитие идей «этики ненасилия» («программа борьбы с насилием») (конец 80- начало 90-х гг.). 3. Философское обоснование педагогического опыта Л. Н.Толстого и толстовского движения: Концепция «школы Толстого» в Тульском регионе (начало 90-х гг.) . 4. Концепция «философии непротивления» Толстого (1995-1999 г.) . 5. Разработка методологических основ и образовательных практик по нравственной философии Толстого с целью внедрения в образовательный процесс (начало 2000 гг.). 6. Систематическое обоснование этики Толстого, «Христианская этика Л. Н. Толстого» (М.: «Наука», 2006). 7 . Религиозно-философский и этический синтез Толстого как основа инновационной философии образования в России (10-е гг. XXI в.). 1. Выявление и определение нравственно-религиозных и этических понятий и принципов философии Толстого (сер. 70-х - начало 80-х гг.) Начальный этап исследования философии Л. Н. Толстого был связан с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=