Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 67 Д. Фалькнер Хагенский университет « АНАРХИЗМ» ЛЬВА ТОЛСТОГО: ФАКТ ИЛИ МИФ? Автор оспаривает распространённое восприятие социально-политического учения Льва Толстого как («ненасильственный» или «христианский») анархизм и показывает, что Толстой не добивался немедленной отмены государства и частной собственности, а всего лишь призывал к переосмыслению взглядов человека на общество и мир в духе христианской морали. Ключевые слова: Лев Толстой, анархизм, религия, христианство, политика, начало 20 века D. Falkner Hagen University (Germany) LEO TOLSTOY’S “ANARCHIST IDEOLOGY”: FACT OR MYTH? The article repudiates the popular perception of Leo Tolstoy’s political philosophy as (“non-violent” or “Christian) anarchism and demonstrates that Tolstoy did not call for immediate abolishment of state and private property, but merely for a gradual rethinking of the human attitude towards the world and the society in the spirit of Christian moral. Keywords: Leo Tolstoy, anarchism, religion, Christianity, politics, early 20th century. DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-3-67-73 Уже почти полтора века социально-политическое учение Льва Толстого часто описывается как «ненасильственный анархизм» – причём не только предвзятыми дилетантами, но и многими серьёзными исследователями [1, с. 192; 2; 3, с. 14; 4; см. также: 5, с. 98-99 ]. На первый взгляд, в пользу такой характеристики говорит позиция известных представителей этого движения, которые для обоснования своих взглядов не только активно ссылались на Льва Николаевича, но и называли его своим единомышленником или даже наставником. К примеру, нидерландский публицист Фелих Орт (Felix Ortt) следующим образом описывал себя и других жителей «толстовской» колонии на окраине городка Бларикюм (1899/1900-1903): «Все мы вегетарианцы, не пьём алкоголь, отвергаем насилие, милитаризм и вивисекцию, а потому ощущаем связь с Львом Толстым и духоборцами» [6, с. 171]. Немецкий философ Густав Ландауер (Gustav Landauer) написал в 1901 году: «Это основное заблуждение революционных анархистов, которое я достаточно долго с ними разделял, когда они верят, что идеал ненасилия можно достичь путём насилия... Это всё самообман; каждое применение насилия – это диктатура, если она не переносится добровольно, не признаётся подчинёнными

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=