Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 64 люди» [Комм. 23]. Постигая историю, мы вдумываемся в трудный духовный путь великого писателя, учась избегать постигших его катастроф и искушений. Исход Толстого указывает на то, что и Анна Каренина (подобно мадам Бовари Флобера) была отчасти автобиографической героиней и не только потому, что писатель и его героиня умирают на железной дороге, но и потому, что, процитированный арх. Иоанном молодой епископ Ямбургский Сергий, отвечая Толстому и разъясняя постановление Синода, цитирует слова Библии, использованные писателем в качестве эпиграфа к роману: «Мне отмщение, Аз воздам», – при этом епископ видит в них вовсе не оружие кары, но средство исправления грешника и оповещения о появившемся заблуждении. Отрицая право на отмщение, Толстой, тем не менее, противится насилием Церкви: ибо толстовская заповедь о непротивлении мешает противиться насилием только злу, но не благу, не Церкви, подобной агнцу, – так что писателю не удалось стать тем самым львом, который «будет лежать с ягненком» [Комм. 24]. Весь труд арх. Иоанна представляет собой духовный поединок его, доброго пастыря, со Львом, стремящимся расхитить словесное стадо пастыря, который указывает на страшные последствия заблуждений Льва, казавшегося великим при жизни, но ушедшего в вечность в состоянии прелести, или даже обсессии, как характеризует его арх. Иоанн, свидетельствующий о разрушительной силе проповеди Льва Толстого и стремящийся дать пастве противоядие от его проповеди. Поединок учений, связанных с апостольским служением и антиапостольской проповедью, осуществлен как диалог между представителями как предапокалиптической (предреволюционной) России так и духовной традиции, ушедшей на Запад и пытающейся осмыслить причины крушения великой русской цивилизации. Различается также и манера повествования, и дискурс и хронотоп арх. Иоанна и Л. Толстого. Первый говорит от лица соборной личности, приводя свидетельства множества своих единомышленников, включая епископа Сергия Ямбургского, Софью Андреевну Толстую, которой удалось не стать толстовкой. Толстой монологичен, даже если он и приводим слова Будды, Конфуция и даже Христа, то как отмечает архимандрит, только в собственной интерпретации. Следовательно, хронотоп творений арх. Иоанна близок обратной перспективе, в которой мы видим предметы сразу с трех сторон – то есть глазами соборной личности, в то время как мир Толстого подчиняется рационалистической логике прямой перспективы. Именно это линейное сознание дает такую аберрацию восприятия мира, которую арх. Иоанн соотносит с состоянием прелести и обсессии и которая легла в основу послереволюционного типа культуры. Комментарии 1. Колобаева Л. А. Проза Бунина. М.: Издательство московского университета. 88 с. С. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=