Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 63 (««рациональнейшая» и мучительная канитель» [Комм. 15]) – плевелами, поэтому предсмертное письмо Тургенева, призывающего друга-писателя вернуться к творчеству звучало как ангельский голос, вещающий волю Божию. Смесью плевел и пшеницы, неправды и правды [Комм. 16] были и социально- философские и моралистические идеи Толстого. Творческая интуиция подсказывала Толстому, что его рациональный выбор ошибочен, но писатель «отвердел» в своем выборе под влиянием толстовцев («темных» [Комм. 17]) и радикальных сектантов, которых он притягивал, таких как крестьяне Сютаев и иудействующий Бондарев или как русский американец Фрей (последователь О. Конта) и даже философ- натуралист швед, носитель говорящей фамилии Чертков, причем самые верные толстовцы оказывались и самыми несчастными людьми [Комм. 18]. К размышлениям арх. Иоанна о том, что Толстой лишен интуитивного понимания монашеского подвига собственного героя, то есть о. Сергия, пережившего искушения и восстание, добавим, что подобная глухота характерна для Серебряного века в целом, например, для К. Бальмонта, обращающего стихи «К юному схимнику», хотя юных в схиму не постригали (сб. «Будем как солнце»). Беспочвенничество (если говорить в категориях Достоевского) и незнание родной культуры доходило до того, что даже Толстой «смешивает два совершенно разных понятия: монашеский постриг и священническое рукоположение» [Комм. 19], а его супруга признается в дневниках, что не знает, что значит «дориносима чинми» и «одесную Отца» [Комм. 20]. Арх. Иоанн создает духовную биографию, охватывающую все основные проблемы и факты жизни и творчества Толстого: и общение с Оптинцами, и идею непротивления, и разрушительно-мягкотелые письма к царю, и историю с признанием писателя, отпавшим от Церкви (постановление синода датировано 2-м февраля, то есть 14-м – по новому стилю, – это предпразднество Сретения Господня, символически осмысляемого как Встреча Ветхого Завета с Новым, что символично, ибо Н. Бердяев справедливо полагает, что «Лев Толстой весь в Ветхом Завете» [Комм. 21], следовательно, встречи графа с Новым Заветом, с Рождеством и Воскресением Христовым – не произошло; день публикации постановления – 25 февраля (9 марта) – в этот день вспоминается первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, что может быть осмысленно как надежда на обретение главы самого Льва Толстого для Церкви), и неспособность его дочерей родить живых детей из-за истощения вегетарианством (или в результате пресечение рода, обремененного богоборчеством), показывая, что вся жизнь Толстого свидетельствует о духовных противоречиях и внутреннем кризисе русского человека накануне революции, ибо «отлучение Толстого было страшным предупреждением Божиим – России…»[Комм. 22], поэтому символично, что в своем оправдательном обращении к Синоду отлученный сетует на то, что в неверии обвиняют его одного, хотя эти взгляды разделяют «почти все образованные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=