Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 50 пресвитерской и диаконской), русский богослов подчеркивает власть епископа над подчиненной ему иерархией и священством, право надзора и суда; духовную власть его над вверенной ему паствой, которая постольку есть множество подданных этого духовного владыки; поэтому, заключает митрополит, справедливо говорится, что «они одни, в строгом смысле, суть преемники апостолов» [4, с. 228-230; цит. по: 5, с. 158-159], в связи с чем цитируется определение из Послания патриархов о том, что епископ – «живый образ Бога на земле, и, по священнодействующей силе Духа Святого, обильный источник всех таинств Вселенской Церкви». Эти выражения уже дают несколько больше оснований для формулировки Толстого: «собственно все то, что называется не для красоты слова, а действительно церковью, т.е. тот орган, которым выражается вера …, эта церковь – епископы» [5, с. 159]. У всякого читателя, с уважением относящегося хотя бы к правилам критического анализа текстов, может возникнуть вопрос: адекватно ли данное толкование русского мыслителя и писателя? В самом ли деле митр. Макарий (Булгаков) так определенно отождествляет Церковь с ее исторической иерархией, с клиром и епископатом? Обратившись к его «Введению в православное богословие», мы в самом деле читаем в нем: «Мы, как чада Церкви православной, … когда говорим, что хранительницею и истолковательницею Божественного откровения поставлена быть Церковь, то разумеем собственно одну церковь учащую, или священную иерархию» [3, с. 296]. В сноске к этому же месту поясняется, что и сам Христос «под церковию разумел именно лица, облеченные им властию вязать и решить» [3, с. 296, сноска 650], так что «Церковию называется в святом Писании одно только сословие пастырей» [3, с. 296, сноска 650]. Это свое мнение митр. Макарий подтверждает ссылкой на Мф.18:15-19. Божественное право учительства, принадлежавшее первоначально одному Христу, Он передал затем 12 и 70 апостолам, избрав и отличив их тем самым от «всех своих слушателей», пожелав, чтобы это право непосредственно перешло на их преемников [3, с. 297]. Русский богослов уверяет читателя, что известные слова «и вот, Я с Вами во все дни до скончания века» ( Мф . 28:20), относятся к «епископам и пастырям Церкви» [3, с. 301] (а не ко всей церковной полноте), и что слова Христа о том, что Он умолит Бога Отца, и Бог «иного утешителя даст вам .. он научит вас всему» ( Ио . 14:16, 26), также имеют в виду Апостолов и их преемников в проповедании веры. Соответственно, все «места Писания, в которых говорит Спаситель о своем содействии и о содействии от Св.Духа, ближайшим образом относятся к св.Апостолам, а чрез них к преемникам их, пастырям … Так точно смотрела на пастырей вся Христианская древность» [3, с. 304]. Это место дает полное основание для предположения, что «соприсутствие Духа Святого (assistentia)» [3, с. 305] митр. Макарий тоже относит по преимуществу только к Церкви учащей, к епископам и пастырям, а не ко всей Церкви в целом и в каждой ее части, то есть, что Дух Св. соприсутствует пастырям почему-либо более, чем Он может соприсутствовать всякому вообще христианину. Логическое следствие такого взгляда есть учение о непогрешимости учащей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=