Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 48 понимание, в полемике с людьми, излишне, по его мнению, акцентирующими первый момент смысла догмата о Церкви. «Церковь – это епископы»: зерно критики церковного христианства Толстым Но в дальнейшем изложении митр. Макарий отмечает, что: «истинное учение Христово и о Христе сохраняется и проповедуется только в Церкви Его и Церковию, без чего не может быть и истинной веры» [4, с. 207 и 208; цит. по: 5, с. 149]. Ибо только в Церкви благодать, «познание истины, познание Бога и Христа, … истинные, спасительные догматы» [4, с. 210 и 211; цит. по: 5, с. 150]. В интерпретации русского философа-рационалиста это определение значит, что если Церковь составляют «верующие во Христа именно так, как учит Церковь верить в Христа», то отныне «вместо веры в Христа подставляется вера в Церковь», что отныне «церковь составляют все верующие в церковь» [5, с. 150]. Эта установившая все рассмотренные Толстым до этого и после этого догматы вероучения Церковь не оспаривается пока философом; он готов признать ее единство, ее святость, Христа во главе ее, даже ее по благодати непогрешимость, он готов воссоединиться с Церковью по вере и по жизни, несмотря на отдельные умственные несогласия, – если ему в конце концов объяснят на доступном его философскому уму языке, что же она такое. По мысли же Толстого, митр. Макарий не объяснил этого до сих пор ни разу, и открывает только теперь, в § 171. А именно, русский богослов говорит теперь: Господь Иисус дал Своей Церкви определенное устройство, которым вполне обеспечивается достижение той цели, ради которой она была Им учреждена. Это устройство состоит в том, что установлено разделение Церкви на иерархию и паству, как существенные части [4, с. 211-212; цит. по: 5, с. 150] (ср. ниже: «Сам учредил в Церкви иерархию, или священноначалие, положил различие между пасомыми и пастырями» [4, с. 248; цит. по: 5, с. 161]. Иерархия, толкует сказанное Толстой, освящает и учит, паства же – пассивная сторона, освящаемая, обучаемая и управляемая иерархией, и для всего этого состоящая в повиновении у нее. Итак, «освящает, управляет, устанавливает догматы одна иерархия» [5, с. 151], а постольку определению Церкви отвечает собственно только одна иерархия. Только иерархия совершает все это, и потому она свята и непогрешима. «Церковь – это иерархия» [5, с. 151]. Все учение зиждется на фундаменте Церкви, но Церкви, понимаемой как иерархия. Согласно понятию анализируемого богослова, Церковь и есть не что иное, как иерархия [5, с. 152], «сущность дела есть непогрешимость и святость иерархии» [5, с. 152], и потому митр. Макарий, по Толстому, ставит своей дальнейшей целью доказательство богоустановленности иерархии, благодаря чему сущность Церкви как хранительницы божественной истины окончательно отождествится с преемственной исторической иерархией [5, с. 152], – а также доказательство того, что именно православная иерархия – законная наследница законоположника Христа и Его апостолов [5, с. 152]. Доказать же это, по мнению Толстого, категорически невозможно.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=