Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 41 А. К. Судаков Институт философии РАН Л. Н. ТОЛСТОЙ И СТАРШИЕ СЛАВЯНОФИЛЫ О БОГОСЛОВИИ МИТР. МАКАРИЯ ( БУЛГАКОВА ) В статье рассматривается ход и логика анализа гр. Л. Н. Толстым богословской системы митр. Макария (Булгакова), ставшего поворотным пунктом в отношениях Толстого с церковным христианством и, преимущественно, его изложения догмата о Церкви. В истории русской мысли за десятилетия до Толстого этот же раздел привлек внимание И. В. Киреевского и А. С. Хомякова. Это позволяет предпринять контрастное сопоставление оценок одного и того же богословского сюжета, исходящих из разных религиозно-философских предпосылок Ключевые слова: Л. Н. Толстой; И. В. Киреевский; митр. Макарий (Булгаков); богословие; догмат; Церковь; иерархия; непогрешимость; рационализм; целостность А. K. Sudakov Institute of philosophy RAS (Moscow, Russia) LEO TOLSTOY AND SENIOR SLAVOPHILES ON THEOLOGY OF METROPOLITAN MACARIUS (BULGAKOV) The article deals with the course and logic of gr analysis.L. N. Tolstoy theological system of the Metropolitan.Macarius (Bulgakov), who became a turning point in Tolstoy's relations with Church Christianity, and mainly his statement of the dogma of the Church. In the history of Russian thought, in the decades before Tolstoy, the same section attracted The attention of I. V. Kireevsky and A. S. Khomyakov. This makes it possible to make a contrast comparison of assessments of the same theological plot, coming from different religious and philosophical premises Keywords: L. N. Tolstoy, I. V. Kireyevsky; the Metropolitan.Macarius( Bulgakov); theology; dogma; Church; hierarchy; infallibility; rationalism; integrity DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-3-41-58 В определенный момент своей душевной жизни граф Л. Н. Толстой обратился из глубины экзистенциального отчаяния к учению христианства как единственно возможному спасению. Он принялся изучать это учение по тем пособиям, которые существовали и считались наилучшими в его время. Одним из главных, если вообще не главным, его источников при изучении христианского учения было «Православное догматическое богословие» митр. Макария (Булгакова). Критический анализ христианского богословия, как его может понять Толстой, – это, в сущности, критический анализ книги митр. Макария. И вот произошло так, что изложение у митр. Макария догмата о Церкви оказалось для мысли Толстого окончательно и радикально неприемлемым и стало, по собственному его изложению, решающим препятствием для его возвращения к Церкви, поскольку раскрыло ему смысл и целеполагание всей проповеди догматов в Православии, утвердило его во

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=