Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 38 несправедливым на самом деле всегда имеет высшее оправдание, недоступное человеческому пониманию. В своем рассказе «Чем люди живы» Толстой использует ту же завязку: ангел сослан на землю за непослушание Богу и обязует его узнать три вещи: что есть в людях, чего не дано людям, и чем люди живы. В результате через тяжкий опыт земных мытарств ангел находит ответы на эти вопросы: во- первых, он узнает, что в людях есть любовь; во-вторых, что людям не дано знать часа своей смерти и в-третьих, что люди живы любовью. Толстой как бы сохраняет момент эсхатологический непостижимости, связанный со смертью человека, но полностью растворяет его в каритативной интерпретации христианского закона жизни. И, тем не менее, отвергая или преобразуя ритуально-церковный или эсхатологический элемент религии, который в своеобразной форме содержался в народно-православной вере, Толстой был особенно близок именно к народному восприятию церковности. Как заметил Г. П. Федотов в своем анализе русской народной веры, «духовные стихи не знают имени Церкви в богословском смысле слова. Как же называют они христианский мир, священное общество с его таинствами, канонами и иерархией? Есть у певца слово, которое удовлетворяет признакам понятия Церкви по его внутреннему звучанию, не имея ничего церковного по форме и по происхождению. Это слово Русь, «святая Русь». Национальное имя народа сливается для певца с пределами христианского мира и, следовательно, с пределами Церкви» [Комм. 14]. Комментарии 1. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. В 90 т. М.; Л.: Гослитиздат, 1928- 1958. Т. 23. С. 46. 2. Как отмечает А. А. Панченко в современных работах отечественных этнографов и фольклористов нередко встречаются ссылки на народное православие – как специфический предмет антропологического религиоведения. См.: Панченко А. А. 3. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998. С. 8 4. В современном религиоведении принято использовать понятие «народное верование» (англ. folk belie f) 5. См.: Народная проза. М.: Русская книга, 1992. (Б-ка русского фольклора; Т. 12); Народные стихи. М.: Русская книга, 2004. (Б-ка русского фольклора; Т. 14); Голубиная книга: русские народные духовные стихи XI-XIX вв. М.: Моск. рабочий, 1991. (Из золотых кладовых мировой поэзии). 6. Тоже самое, разумеется, относится и к духовной прозе (народной христианской легенде), сюжеты которой Толстой использовал в своих рассказах. В первую очередь он опирался на сборник А. Н. Афанасьева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=