Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 35 ручной на механическую обработку почвы, приводит к вырождению и измельчанию даров Матери-Земли. В народном православии Мать-Земля» – это, прежде всего, земля- кормилица и земля-хлебородница, и в своих рассказах Толстой описывает нарушение именно этой природной ипостаси земли. И вместе с тем, как подчеркивает Г. П. Федотов, Мать-Земля является и хранительницей нравственного закона, прежде всего, закона родовой жизни. Эту взаимосвязь между законом почитания Матери-Земли и нравственным законом родовой жизни Толстой изображает в рассказе «Упустишь огонь – не потушишь», в котором показано, как нарушение нравственных норм хозяйствования на земле приводит к вражде между двумя соседствующими родами. Каритативный элемент занимает центральное место в толстовской концепции веры и особенно тесно соприкасается с народно-православной верой. Почти все народные рассказы Толстого так или иначе основаны на законе любви как основном принципе христианства. Высший смыл народно-православной каритативности заключается в утверждении милости и любви к падшим, грешным людям, выраженный в заповеди: «Грех ненавидь, а грешника люби». Эту заповедь Толстой неоднократно варьирует в своих «Дневниках», «Мыслях на каждый день» и т.д. Но особенно ярко он раскрывает эту мысль в рассказе «Кающийся грешник»: Толстой повествует здесь о том, как душа грешника возлюбила Бога, поверила в милость Его и после смерти дерзнула постучаться в двери Рая. В первый раз грешник получает отказ апостола Петра, хотя и увещевает его вспомнить «слабость человеческую» – то, как сам Петр отрекся от Иисуса, когда его вели на суд Каиафы. Второй раз грешник получает отказ от царя Давида, хотя и напоминает ему, что и в него вошел грех, когда он, обладая царством, славой, богатством, многочисленными женами и детьми, увидев с крыши жену бедного человека взял ее и убил ее мужа мечом амонитян. Грешник просит вспомнить Давида, как он покаялся и говорил Господу: «Я сознаю вину свою и сокрушаюсь о грехе своем». Но и Давид остался непреклонен., отвечая: «Отойди отсюда: не могут грешники войти в царство небесное». Наконец, грешник оказался перед лицом любимого ученика Христа Иоанна Богослова. «И обрадовался грешник и сказал: – Ты не можешь не впустить меня потому, что в тебе любви много. Не ты ли, Иоанн Богослов, написал в книге своей, что Бог есть любовь и что кто не любит, тот не знает Бога? Не ты ли при старости говорил людям одно слово: «Братья, любите друг друга!» Как же ты теперь возненавидишь и отгонишь меня? Или отрекись от того, что сказал ты сам, или полюби меня и впусти в царство небесное.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=