Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 34 Рассмотрим, каким образом этот «кодекс» православной народной этики получил свое отражение в рассказах Толстого. Прежде всего, обратим внимание, что в хронологическом плане народные рассказы своеобразно пересекаются с трактатом «В чем моя вера». В 1881 году Толстой пишет первый рассказ «Чем люди живы». Это послужило как бы прологом к трактату «В чем моя вера», над которым Толстой работает в 1882-1884 гг. После написания трактата Толстой вновь возвращается к жанру народных рассказов, и в период с 1884 по 1886 пишет еще двадцать рассказов, предназначенных для народного книгоиздательства «Посредник». Это подтверждает нашу мысль о духовной взаимосвязи народных рассказов и трактата «В чем моя вера». В обосновании принципов своей веры Толстой как бы опирался на традицию народной веры. Однако, главный вопрос заключается в другом: в какой мере образы «народного православия» вписываются в круг толстовской веры, то есть составляет ли «народное православие» часть духовного мира самого Толстого, необходимое звено его религиозных исканий, или же они были предназначены Толстым для народа, то есть являются упрощенным и образным вариантом той веры, которая открылась Толстому? Разумеется, вряд ли можно говорить о том, что Толстой разделял принципы народно-православного мировоззрения в целом; речь может идти только об определенных элементах, преломляемых в общих типах, темах и образах. Причем все это вырастало на почве природной и народной стихии толстовского духа. Как заметил в этой связи о. Сергий Булгаков в своей речи «На смерть Толстого» «было особенно острое, до жути ясное чувство, насколько могуча была в нем природная и народная стихия, насколько слитно жил он и с этими крестьянами, и с этими полями и лесами. Как будто в нем осознала себя душа этой природы, приоткрыла глаза от своей растительной дремы. В нем жила первобытная душа русской природы и русского народа, такая, какою она была и в отдаленную, дохристианскую эпоху, когда славяне… приносили жертвы Перуну, Велесу и Стрибогу, зажигали Ярилины костры. В эту новь пало, затем, семя христианства, но она все-таки сохранила изначальную свою природу, осталась подпочвой нашей истории» [Комм. 7]. Теллурический элемент. Образ Матери-Земли можно встретить во многих народных рассказах Толстого. Но особенно ярко он запечатлен в рассказе «Много ли человеку земли нужно», первоначально озаглавленном «Сказка о земле». Сюжет рассказа основан на легенде (приводимой в частности Геродотом при описании обычаев скифов) о передаче земли посредством дара или купли- продажи путем ее обега или объезда на коне в течение определенного времени, с восхода до заката солнца. И поскольку человек никогда не в состоянии остановить своих желаний и вынужден действовать на пределе своих возможностей, то этот обег влечет за собою, как правило, неминуемую смерть, которая и символизирует нужную для человека могильную площадь земли. Теллурический элемент заложен также в сюжет рассказа «Зерно с куриное яйцо», в котором показано, как нарушение закона земли, переход с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=