Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 33 смысл («ясный и близкий его сердцу») в той форме, в какой он попытался выразить суть своей веры в трактате «В чем моя вера». Не случайно Толстой подчёркивает, что народ выражает свою веру «в легендах, пословицах, рассказах». Для Толстого народная вера – это «религия сердца», а свою собственную веру он пытается обосновать как «религию ума». В данной статье мы ставим перед собой задачу показать, что параллельно с обоснованием своей концепции веры – «религии ума», изложенной в трактате «В чем моя вера», Л. Н. Толстой излагает свое понимание христианства также в жанре народных рассказов – «религии сердца». Наша точка зрения заключается в том, что через жанр народных рассказов Толстой пытается дополнить свою веру, найти более адекватное выражение своим взглядов на христианство, обращаясь к излюбленным темам, сюжетам и образам народной веры. Такое обращение в контексте религиозных исканий Толстого мы предлагаем обозначить термином «народное православие». Термин «народное православие» [Комм. 2], как и сходные с ним по значению понятия «народное христианство», «народная религия» [Комм. 3] (англ. folk religion , нем. religiöse Volkskunde ) – условное обозначение русской народной веры, включающей в себя элементы христианской канонической (церковной), апокрифической и фольклорной традиций, центральным звеном которой являются представление о добре и зле и нравственном законе, то есть народно-православная этика. Эти представления получили свое выражение в христианской народной прозе (народных легендах) и духовных стихах [Комм. 4]. В своей книге «Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам)» Г. П. Федотов высказал мысль, что в духовных стихах в малейших подробностях представлен «моральный кодекс» народа, нравственный закон, предписывающий правила должного поведения и обличающий человеческие грехи и пороки [Комм. 5]. Этот кодекс «народной этики» состоит из трех частей: 1) теллурической (от лат. tellus – земля, почва), предписывающей правила «родового» поведения и порицающей грехи против Матери-Земли и законов рода (оскорбление родителей, кровосмешение, детоубийство, нерадивое отношение к природе и т.п.); 2) ритуальной , связанной с соблюдением ритуальных норм и церковных обрядов (религиозных праздников, постов, молитвенных чтений, земных поклонов и т.д.); 3) каритативной (от лат. caritas – милосердие, жертвенная любовь), относящейся к христианскому закону любви, предполагающему милосердно- деятельное отношение к ближнему, особенно отверженному обществом. Наиболее характерным выражением последнего являлся долг милостыни, представляющий собой необходимую ступень на пути к спасению [Комм. 6].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=