Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 27 Н. А. Селиверстова Санкт-петербургский государственный технологический институт (технический университет) ПАРАДОКСЫ ТОЛСТОВСКОЙ ЭТИКИ НЕНАСИЛИЯ В представленной статье рассматриваются проблемы этики ненасилия Л. Н. Толстого, в частности, ее экзистенциальные истоки и противоречивость. Анализируются внутренние парадоксы принципа «непротивления злу силой». Обосновывается актуальность и непреходящая значимость толстовских идей в современной теории и практики этики ненасилия. Ключевые слова: этика ненасилия, противоречивость, парадоксы, добро и зло, агрессия, христианство, экзистенциализм, толерантность. N. A. Seliverstova SPbTI (Saint-Petersburg, Russia) PARADOXES OF THE TOLSTOY’S ETHICS OF NON-VIOLENCE The article considers the problem of ethics nonviolence L. N. Tolstoy, in particular, its existential sources and inconsistency. The internal paradoxes of the principle of "opposition to evil by force"are analyzed. The urgency and permanent importance of Tolstoy's ideas in the modern theory and practice of ethics of nonviolence are substantiated. Keywords: ethics of nonviolence, contradiction, paradoxes, good and evil, aggression, Christianity, existentialism, tolerance. DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-3-27-31 Период конца 20- начала 21 века, обычно именуемый «постсоветским», остро поставил перед Россией проблему выбора нового, «некоммунистического», вектора её социокультурной эволюции. В этой связи представляется далеко не случайным тот факт, что в среде российской гуманитарной интеллигенции растет понимание необходимости заново переосмыслить фундаментальные концепции отечественного культурного наследия, в том числе, философию Л. Н. Толстого. Его творчество, наряду с сочинениями Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьева не случайно связывают с важнейшим периодом становления русской философии как специфического феномена мировой философской мысли. В работах Толстого ярко выражены все характерные черты русского национального типа философствования, принципиально отличного от западного философского рационализма и сциентизма, как по содержанию, так и по форме. Философия Толстого – не абстрактное теоретизирование доступное только «высоколобым» интеллектуалам. Русский мыслитель для изложения своих взглядов использует совершенно неакадемическую форму философствования. Это художественные и публицистические произведения, доступные широкому кругу читателей, что не случайно, а обусловлено глубоко практической направленностью толстовских текстов, ориентированных на задачу нравственной эволюции человека и социума. Отсюда – антропосоциоцентризм творчества Толстого, предельная концентрация

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=