Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 175 Николаевича «Старый тополь», «Черёмуха». В сказках присутствуют идеи о смысле жизни. В список произведений, повлиявших на Л. Н. Толстого до 14 лет, внесены сказки «Сказки тысячи и одной ночи»: «Сорок разбойников» и «Принц Катаральзаман», «Чёрная курица» А. А. Погорельского и народные сказки, дав им оценку «огромное впечатление» [6, с. 259]. Импровизированные сказки Л. Н. Толстого приобретали практическое значение. Они наполнялись конкретным, педагогическим и воспитательным смыслом. В 1882 г. Лев Николаевич написал сказочки для взрослых членов семьи. Пристрастие писателя к сказкам объяснялось во многом отношением, сложившимся у Волконских и Толстых к сочинению всевозможных историй. В Фольклёре Востока – доступность и искренность изложения привлекали Л. Н. Толстого. Сказка-рассказ «Робинзон» – динамична, народна, близка к жанру повествования. В сказке «Фёдор и Василий» – главная мысль избавление от соблазнов и самоусовершенствование. Справедливая расплата с жадным царём, который умирает от того самого копья, которым он ранил монаха Василия. Помимо фантастических историй в книге для чтения Лев Николаевич включил изложение исторических событий (крымской кампании и войны 1812 г.) и географических В книгах для начального чтения «Азбука» (1872г.) и «Новая азбука» (1875 г.) Лев Николаевич отвёл место русским народным сказкам из А. Н. Афанасьева, Кирши Данилова. В них широко представлена жизнь русского народа, его лучшие черты: сметливость, трудолюбие, выносливость. В «Всем равно» изображаются характеры как крестьян, так и богатеев. Плохо, коли богатым не стыдно, и бедным завидно. Хорошо, когда богатым стыдно и бедным не завидно! [26, с. 96, 207]. В течение жизни Л. Н. Толстой не раз обращался к мудрости сказок. Склонность писателя к сказочному жанру проявилась и появившемся у Толстого в 1880-1890 г. в замысле написать сказку, напоминающую по сюжету М. Е. Салтыкова-Щедрина «О царе и его глупых советниках». Художественные составляющие жанра сказки – образность, поэтичность, аллегория, элементы фантастики позволяли Толстому учитывать возрастные, социальные и психологические особенности детей из народа, раскрывая морально-этические и духовные воззрения, наполняя гуманистическим, воспитательным, просветительским смыслом. Сочинением сказок Толстой писатель продолжал заниматься и в последний год своей жизни. В 1911 г. в издании посмертных произведений Л. Н. Толстого сказка появилась под названием «Рассказ для детей» (Сказка рассказывалась внучке Танечке и Мише). (ХУ). На основании сказанного можно сделать вывод о том, что как Л. Н. Толстой, так и члены его семьи в своей жизни постоянно обращались к сказке.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=