Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 173 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ Н. В. Ревенко Федерация женщин с университетским образованием Санкт-Петербургское отделение ФЖУО МИР СКАЗКИ ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЯ Толстовские чтения – это большой вклад в историю России и памяти Великого русского писателя Л. Н. Толстого. Ясная поляна – это маленький уголок России, где жил и трудился Л. Н. Толстой – 10 июня 1921 г. специальным декретом объявлен охраняемым музеем-заповедником. Во все времена и при всех общественных укладах в стране Ясная поляна сохраняет свою направленность, своё лицо: есть своя позиция, своё видение, стремление тому, как память о Льве Николаевиче должна сохраняться в последующих поколениях. Сегодня мы поговорим о сказках и рассказах Л. Н. Толстого для детей. Сказки – это чудо, это волшебство для маленького ребёнка и для взрослого человека. Это особый жанр. Сказка – древнейший артефакт мифологической и народной культуры. В первой половине XIX века начала активно внедряться в культурный контекст жизни российского дворянства, в его среду досуга. Досуг семьи Толстых – сочинительство, рассказывание и постановка сказочных историй. Интерес к сказке, проявившийся у Л. Н. Толстого в повседневной жизни, подтолкнул его к идее использовать сказочные произведения в своей просветительской деятельнос и в 1859-1862 гг., что было связано с его работой в организованной яснополянской народной школе. Во время перемен рассказывал ребятам сказочные истории [17, с. 137]. В 1937 году в 25 томе 90-томного издания сочинений Л. Н. Толстого была напечатана «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях Семёне-воине и Тарасе-Брюхане и его сестре Меланье, и о старом дьяволе и трёх чертенятах» [19, с. 1-15]. Книга А. А. Эрленвейна «Народные сказки, собранные сельскими учителями Тульской губернии (1862-1863)г.». Её составитель работал учителем в Ясной Поляне и в народной школе в Головенках Крапивинского уезда. Сказки собраны в пяти деревнях Крапивинского уезда Тульской губернии. Все они записывались учителем и самими ребятами. Лев Николаевич поддержал идею создания издания и его печатание. Живой интерес к сказке будущий писатель проявил в раннем детстве, слушая слепого сказочника Льва Степановича, который рассказывал сказки

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=