Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 165 Рис 2. Модель Осгуда-Шрамма Коммуникация в данных моделях представлена как круговая, бесконечная ситуация, в которой коммуникаторы обоюдно влияют друг на друга. В ней есть два актора, оба осуществляют кодирование собственных сообщений и декодирование сообщений другой стороны. Стремясь подчеркнуть обоюдный характер донесения сообщений акторов друг до друга, данная модель редуцирует многие нюансы линейных однонаправленных моделей. Она подразумевает равноправие акторов в плане возможности коммуницировать друг с другом, что противоречит практическому знанию. Однако она позволяет учесть то, что даже в авторитарных и тоталитарных режимах, власти собирали так называемую «обратную связь», т.е. ответные сообщения от народа, анализируя тексты песен, стихов или анекдотов, создаваемых людьми. Таким образом, народ так или иначе доносил свою позицию даже в ситуации, когда неравенство между коммуникаторами, в данном случае, народом и властью, было максимальным. Модели с автономным посредником – модели привратника В то время как модель Осгуда-Шрамма перестала фокусировать свое внимание на роли канала коммуникации, альтернативные модели, напротив, уделяли все большее значение именно способам коммуникации и тем посредникам, будь то человек или прибор, с помощью которых осуществляется коммуникация. Концепция привратника была предложена в 1943 году К.Левином, однако относилась к экономической деятельности и не имела отношения к коммуникациям. Далее Д. Уайт, В. Гьебер, Б. Вестли и М. Маклин, П. Шумейкер и C. Риз и другие развили теорию привратника в рамках теории коммуникаций. Базовая идея теории состоит в том, что информационный поток, так или иначе фильтруется волей так называемого привратника – любого актора, который контролирует медиа. Изначально это относилось преимущественно к теории масс-медиа, и первыми привратниками именовались редакторы газет. Дж. Макнелли предложил расширить данное понятие, не только фокусируясь на редакторах, но и на журналистах, репортерах и всех других участниках процесса отбора информации [7]. А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=