Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 163 Первая полноценная универсальная модель коммуникации была предложена только в ХХ веке Г. Лассуэллом [3]. Данная модель выражается через ряд вопросов  Кто сообщает? - эмитент  Что сообщает? – сообщение  По какому каналу сообщает? – способ коммуникации  Кому сообщает? – реципиент  С каким результатом? – итог коммуникации Позже Г. Лассуэл дополнил собственную схему существенными аспектами.  С каким намерением?  В какой ситуации?  С какими ресурсами?  Используя какую стратегию? В данной схеме реципиент информации рассматривался как преимущественно пассивный актор, который просто реагирует на информацию и его роль несколько в данной схеме носит редуцированный характер. Данная схема монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь, поскольку модель Лассуэла была создана в рамках анализа массовой коммуникации. Она рассматривает коммуникативный процесс как взаимодействие заведомо неравноправных акторов, у которых есть стратегия и определенная цель. Поскольку данная модель концентрируется только на эмитенте, то стратегия и цель есть скорее у него, а реципиент интересен лишь с точки зрения результата коммуникации, выражающемся в изменении взглядов и поведения реципиента. Таким образом, власть СМИ или любого эмитента информации, в данной модели, представляется как тотальная, а их способность влиять на поведение и установки целых слоев населения представляются как крайне обширные. Также одной из первых была также модель Шеннона-Уивера, которая получила название шумовой, поскольку учитывала крайне важный аспект коммуникации, который может играть значительную роль в данном процессе – уровень информационного шума [4]. Источником шума могут являться другие акторы и другие коммуникативные процессы, происходящие параллельно. Оставаясь сугубо технической моделью, она все же, в силу ее наглядности, была адаптирована под нетехнические, социальные процессы коммуникации. Данная модель также имеет еще одно существенное добавление – кодирующее и декодирующее устройство. Именно на этапе кодирования и декодирования возникают вопросы понимания. Если понимания не происходит, значит, безуспешным было кодирование информации, либо его декодирование. К кодированию и декодированию могут относиться проблемы широкого спектра, начиная от проблем межкультурной и межъязыковой коммуникации, заканчивая проблемами герменевтики.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=