Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 146 сделать выбор среди множества мнений и направлений. Ведь он наряду со своим толстовством был одновременно и почитателем Масарика, и словацко- славянским националистом, и антисемитом, и даже до определенной степени лютеранином! Не говоря о том, что он верил в медицину, в современный социализм и т.п. Неприятное и неблагодарное это дело – произнести жестокий приговор над могилой хорошего друга, но в интересах истины и той идеи, которая для меня священна, я вынужден сказать, что Душан вообще не был набожным человеком в том высоком смысле слова, когда он непосредственно знал и превыше всего любил бы Бога в сердце своем. Это утверждение звучит смело и, возможно, жестоко и дерзко, но – Боже мой! – он сам своей кончиной подтвердил это лучше всего» (17.04.1921). Шкарван, который был врачом и знал Маковицкого с юности, называет истинную причину самоубийства друга: Маковицкий давно болел сифилисом, и когда он почувствовал, что болезнь пересилила его, он принял решение уйти из жизни. «Душанко, с молодости сифилитик, боялся последствий сифилиса, боялся телесного разрушения, психоза, но еще больше – компрометации перед людьми, того, что они узнают о нем, о святом, что он не был настоящим святым, боялся позора перед миром. Кроме того, он боялся и того состояния телесной слабости, в котором действительно находился, и его последствий – нетрудоспособности» (13.07.1921). Не менее критически Шкарван высказывался и о религиозности друга: «Он, бедняга, усердно и упорно стремился быть христианином, однако не мог этого достичь, поскольку вся работа его была на поверхности и снаружи; он ни разу не отмирал, а потому не мог и переродиться, хотя всю жизнь пытался. Кроме того, он был утилитарен по характеру, и в нем очень много было мощного, сокрытого в глубине души тщеславия, от которого он не мог или не хотел отказаться и с которым невозможно приблизиться к Богу. Христианство «было ему не дано», а он не хотел этого признать и упорно его добивался; он придавал огромное значение своему статусу и христианской репутации. Но христианство невозможно насильственно вымогать у Бога» (09.09.1921). И в том же году немногим раньше: «Несчастный Душан, а также многие другие хотели следовать Толстому, не выполнив необходимой для этого главной подготовительной работы – отмирания и рождения заново. Именно так было с Душаном, и поэтому все его усилия были напрасны и фальшивы, что вышло на свет божий с его смертью. Человек должен ощущать огромную неудовлетворенность материальным миром и на этом основании огромную жажду чего-то лучшего, более совершенного – только тогда у него появятся смелость и сила для радикальной перемены, отдачи, замены всего на одну драгоценную жемчужину» (11.04.1921). Заключение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=