Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 124 Keywords: humanism, human being, individual, personality, God, blessing, love, moral, L. N. Tolstoy. DOI 10.22405/2304-4772-2018-1-3-123-134 Провокативность вопроса, вынесенного в название статьи, очевидна, ибо он ставит под сомнение хрестоматийно-привычные для обширной толстотведческой литературы характеристики личности и творчества Толстого в качестве великого писателя-гуманиста и не менее значимого авторитета в области гуманистической педагогики. Однако авторский замысел далек от попыток достичь аналитически бесполезного эффекта сенсационности за счет очередной попытки маргинализации фигуры гения или вульгаризации его идейного наследия. Ведь сам Толстой в своей беспощадной рефлексии всегда оказывался неизмеримо выше, глубже и смелее любых, даже нарочито полемичных и критически заостренных, оценок как общественного мнения, так и академического сообщества. Во всех своих ипостасях, художника, мыслителя-моралиста или педагога, Толстой – духовная константа, величина неизменно тождественная самой себе и, одновременно, постоянно становящаяся и развивающаяся. А потому редуцировать столь масштабное и многогранное явление к какой бы то ни было модели ортодоксии, в том числе и гуманистической, попросту невозможно. Во всяком случае, Толстого нельзя квалифицировать в качестве гуманиста или антигуманиста с общепринятой точки зрения, поскольку как формально, так и по существу он не является ни адептом, ни оппонентом концептуально консолидированной гуманистической идеологии. Фундаментом последней служит, как известно, аксиоматическое по своему статусу представление о том, что человеческая личность и ее благо есть безусловно высшие ценности, нормативно реализуемые как следование всеобщим принципам гуманности (человечности), а именно, человеколюбия, уважения, заботы и благотворительности по отношению ко всем людям без исключения. Ключевым же концептом гуманистической парадигмы выступает понятие «личности» как аксиологически самодостаточной субъектности, в отсутствии которой идея гуманизма, равно как и любые производные от исходного корня «homo» (человек) понятия – гуманный или гуманитарный (см. об этом, напр.: [4]), приобретает абсурдный характер. История гуманизма – это история самоутверждения человеческой личности: торжества ее безграничной автономии и глубины ее напряженной рефлексии, в силу чего гуманистический дискурс антропоцентричен по своему определению, т.к. его диспозиция в принципе не допускает даже гипотетической конкуренции человеку со стороны каких бы то ни было иных элементов универсума. Ведь именно ради его появления и обеспечения его духовно-интеллектуальных и физических потребностей и существует вся архисложная система мироздания, полагали античные мудрецы, чье идейное наследие стремились возродить мыслителя Ренессанса. Развивая знаменитый протагоровский афоризм – «человек есть мера всех вещей», они с присущей им

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=