Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 120 возможно только через такое внутреннее переживание, как вера. Получается, что человеку недостаточно ни одного разума, ни одной веры для того, чтобы постигнуть то, что может быть бессмертием. Ему необходим синтез для постижения «разумного бессмертия» и понимания себя «как изменяющегося существа, постигающего цельное и неизменное» [8, с. 38]. Толстой приходит к единственно уместному здесь выводу – необходимости построения синтетической религии, очищенной от всего лишнего, отвечающей законам разума и логики, служащей единственной цели – объединения людей на основах Закона Любви и поддерживающей человека в сложные моменты его жизни. Толстой находит вариант нравственного оправдания разума в попытке этико-аксилогического обоснования рациональности человека, которая дана ему на поиск и осмысление Блага. «Именно любовь – это и есть та единственная разумная деятельность человека, которая способна дать ему истинное благо» (26; 392) [1]. В этом и состояла суть религиозно-нравственного учения Толстого, где исходным представлением о мире является Бог, утвердивший жизнеустройство человека и дающий направленность его деятельности. Только с Богом дело «всеобщей любви» становится разумным и соответствует Законам Любви. Любовь проявляется в двух неразрывно связанных измерениях: внешнем (социально-нравственном), где идеалом является форма всеобъемлющей этической общности людей, и внутреннем (морально-экзистенциональном), где идеал отождествляется с божественным совершенством и «перманентное созидание которого в душе каждого человека становится содержанием бесконечного процесса самосовершенствования индивида как его духовной эманации за пределы своей личностной дискретности, и, в онтологическом пределе, достижения окончательного слияния с субстанционально единой сущностью универсума» [9, с. 10]. Теория истинной (всеобщей) религии, изложенная Толстым, выглядит как практическая форма воплощения всех его метаний, идей и выводов этико- рационалистического порядка. Литература 1. Толстой Л. Н Полн. собр. соч. В 90 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1928-1958. 2. Волохова Н. В. Проблема смысла жизни и смерти в антропологии Л. Н. Толстого. Ч. 2 // Известия ЮЗГУ. 2013. № 4(49). С. 118-125. 3. Толстой Л. Н. Собр. соч. В 20 т. Т. 16: Публицистические произведения 1855-1909 гг. М.: Худож. лит., 1964. С. 106, 109. 4. Волохова Н. В. Проблема разума в философии Л. Н. Толстого // Известия ЮЗГУ. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7, № 2(23). С. 203-212.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=