Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 119 реализуется в своей земной жизни, где он сталкивается со страхом собственной смерти и поиском собственного смысла жизни. Через условия своей жизни, свойства характера человек постигает и осмысливает свое физическое и метафизическое состояние. Для этого ему дается разум, способный постигать практику с помощью «разумного сознания», где проявляется в полной мере свобода человека и постигать априорное, интуитивное с помощью «сознания жизни», благодаря чему человек способен представить свое соединение с вечным, вневременным и внепространственным разумом, обретая «разумное бессмертие». Здесь уместно вспомнить слова протоирея В. В. Зеньковского, который подробно анализируя учение Толстого, записывает: «Бессмертие потому не связано с личностью, что оно безлично: бессмертно в нас разумное сознание…бессмертна в нас любовь ко всему живому, тот универсальный разум, который может раскрыться в нас» [7, с. 517]. Сделаем небольшую поправку – в цитате Зеньковского нет разделения на «разумное сознание», понимаемое нами как апостериорное и «сознание жизни», понимаемое как априорное, но если сделать соответствующее приложение, то наша идея находит здесь свое подтверждение. И далее по поводу «разумного бессмертия» обнаруживаем опять у Зеньковского: «…не может быть признанной бессмертной вся личность человека, так как субъектом бессмертия является тождественный во всех людях Разум…» [7, с. 517]. И, наконец, 3-ий уровень – человеческий , где огромное место занимают самосовершенствование, отношения различных институтов в социуме, семейные и государственные связи, поиск гармонии с природой, влияющие на становление личности и просветление ее разума искусства и науки. Огромное проявление человеческой жизнедеятельности реализует себя на этом уровне, и человек должен познать себя здесь частью целого, признать Любовь основой всеобщего единения людей, как прописано в религиозно-нравственных учениях человечества, тщательный анализ которых и осуществляет Толстой в последние годы своей жизни. «Разумное сознание» Толстого не полностью отождествлено с личностью, имеющей еще и «сознание жизни» (как дверку к Богу), оно скорее универсально, целостно, общечеловечно, безгранично и противостоит конечному и смертному. «Сознание жизни» служит своего рода помощником, объяснением того, что не разум единый санкционирует жизнь, а еще и внерациональное, доопытное. Житейский разум не вправе претендовать на абсолютную роль инструмента познания, так как «для того, чтобы понять смысл жизни, надо, прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже – разум для того, чтобы понять ее» (23, 87). Поэтому разум вступает в добровольный альянс с верой, и у Л. Н. Толстого эта «разумная вера» как интегративная форма духовного знания совершает прорыв в бесконечное, вечное и бессмертное. В данном контексте мы можем говорить о «разумном бессмертии» не принадлежащем земному хронотопу, как жизнь и душа. «Бессмертно только духовное начало, которое и есть Бог и присутствие которого в себе может ощущать человек» (77, 13) [1]. Понимание бессмертия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=