Гуманитарные ведомости, выпуск 3 (27) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (27), том 1, октябрь 2018 г. 118 49]. Толстой доказывает бессмысленность учения о святой троице, подвергает суду здравого смысла догмат искупления, учение о рае и аде и т.д. На протяжении нескольких лет, как минимум пяти, он проводит критику православного учения, получившего оформление в «Критике догматического богословия» и параллельно основательно разрабатывает собственную религиозную философию, изложенную в трактате «В чем моя вера?». Переосмысление идей и традиций церковного христианства начинается у писателя в первую очередь из-за обнаруженного огромного противоречия между целями и смыслом жизни, а так же с желания найти и утвердить основы «веры разумной». Толстой стремиться к достижению разумной веры, понятной абсолютному большинству людей, которая может быть способом морального совершенствования и саморазвития. Современная рациональность, замешанная на прагматизме и эгоцентризме, служит своего рода заслонкой, мешающей соединиться разуму отдельного человека с Богом, раствориться рассудку в нем. В попытке подтвердить свою гипотезу, писатель приступает к долгому и сложному анализу религии. В поле его зрения попадают фундаментальные книги основных религий мира. Он пришел к своей вере в Бога и к своему пониманию человека путем синтеза нравственно-религиозных учений прошлого: даосизма, буддизма, христианства, социальных утопий и этических представлений о счастье, где квинтэссенцию составляет всеобъемлющая Любовь . Вера Толстого разделялась на веру вселенскую, религиозную, и на веру земную – веру в человека, его божественное предназначение и самосовершенствование. С более подробным анализом писателем религий мира и феноменом идеи бессмертия, на которую выходит мысль Толстого, можно познакомиться в статье автора [6, с. 153-161]. Правда жизни, которую открывает для себя человек, проходя собственный путь, сталкиваясь с ситуациями тяжелой болезни, смерти близких людей, личностных катастроф, состоит в том, что человек осознает свою одинокость. И здесь его будет ждать еще одно испытание: осмыслить цель своего существования таким образом, чтобы общие великие идеи жизни наполнились конкретным содержанием, стали не только фактом самосознания, но и логикой поведения и ориентации человека в мире. Определенные жизненные переживания способствуют пробуждению в человеке разума и настраивают его уловить это состояние. Обращаясь к философскому наследию Толстого, мы делаем попытку выстроить трехуровневую иерархию его учения, основываясь на основных идеях и выводах писателя, изложенных в трудах его постпереломного периода. К таким уровням его философского и нравственно-религиозного учения мы можем отнести: 1-ый уровень, который можно назвать божественный , где писатель приходит к осознанию внешнего, что выше самого человека – Бога, Бога-Создателя в первую очередь, принесшего в мир Добро и Закон Любви. Именно благодаря Иисусу характерной чертой человека становится разумение, так как именно Он обрел в своем сердце Бога (или Разумение жизни) и указал этот путь человеку. 2-ой уровень – духовно-повседневный , где человек

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=